посвящается  преподобному

Сергию Радонежскому

Братский эксперимент

сайт

Алексея  Смирнова

На сегодняшний день папка «Разное» включает следующие разделы:
Братский  эксперимент
реплика
Поскольку нам предстоит разговор о переносе столицы области, которая сейчас называется Иркутской, в город Братск, предваряю резонный вопрос о том, откуда взять деньги на это дорогостоящее мероприятие. Об этом мы обязательно поговорим ниже.

Итак, начнём с того, что при первом же взгляде на карту Иркутской области, бросается в глаза, что её главный город расположен почти на южной оконечности огромного по размерам региона, который по своей площади превосходит любое из европейских государств. Неудачное расположение её административного центра Иркутска - конечно же, неудачно, но оно дополняется центробежной позицией по отношению к  столице страны - Москве, а также административному центру Сибирского федеративного округа (СФО) - Новосибирску.

Ситуация усугубляется гипертрофированно большой долей по отношению к населению всей области. В Иркутске проживает более 623 тыс. человек (данные 2016 г.), тогда как население всей области составляет менее, чем 2.413 тыс. (2016 г.). То есть доля административного центра огромного региона превышает 25%. Принимая во внимание население Ангарска, который можно назвать его городом-спутником, то доля населения центра превышает 35%. В результате, в депрессивном регионе, где начиная с начала 90-х годов население постоянно снижается, единственной точкой роста является лишь Иркутск, с его положительным балансом естественного прироста населения (начиная с 2007 г.), а также миграции (с 2008 г.). Положительное сальдо миграции дают гастарбайтеры из Средней Азии.
Последнее говорит о том, что гипертрофированный областной центр создаёт дополнительные рабочие места не в населённых пунктах своей области, где живут свои, а для иностранцев. Поэтому не удивительно то, что помимо Иркутска во всех городах области, включая вышеупомянутый Ангарск, население ежегодно уменьшается. Оно снижается, хотя и понемногу, даже в Тайшете важнейшем транспортном узле.

С хозяйственной точки зрения Иркутскую область можно сравнивать единственно с Красноярским краем. Если первый является одним из немногих регионов-доноров, то нынешняя Иркутская область выезжает лишь на дотациях из российского бюджета. Не думаю, что дело тут в плохих руководителях региона. Понимание устройства современной демократии позволяет осознать, что успех на областных выборах зависит от голосов иркутян. Поэтому даже от малого областного пирога им достаются лакомые куски, тогда как остальные довольствуются крошками. Такая демократия оставляет другим жителям области лишь возможность голосовать ногами; что они делают на протяжении последних 25 лет.

В разных местах России возможны какие-то свои шаги по их административно-территориальному переустройству; в нашем же случае возможен лишь один реальный вариант – перенос административного центра области в город Братск, с переименованием региона в Братскую область. Такой шаг стал бы большим облегчением для Иркутской мэрии, городской полиции, здравоохранения, образования, прокуратуры, суда и проч., которым постоянно приходится работать в некомфортных условиях из-за постоянного присутствия в этом городе высших органов.

Переезд областных органов власти в Братск должен сопровождаться экспериментом по их реорганизации. В небольшом областном центре, каковым станет Братск, следует отказаться от всех городских органов. Функции мэрии могут исполняться специальным департаментом областного совета министров, который возьмёт на себя управление городскими службами. Соответственно, областным управлениям полиции, здравоохранения, образования, прокуратуры и т. д. тоже следует обзавестись подобными городскими департаментами, координирующими работу поселковых отделений. Нужно сказать, характерным отличием Братска является то, что он состоит из нескольких изолированных поселений, которые способны самостоятельно решать многие вопросы своей жизни.

Первыми в новую столицу области следует переводить областные архитектурно-планировочные и проектные службы, а также те, что занимаются строительством и дорогами. Можно только приветствовать строительство важной дороги между Тайшетом и Братском, и порадоваться её завершению. На сегодня твёрдое покрытие уже уложено до Усть-Кута. Дорожные работы продолжаться до Витима и далее. То есть Братск уже сегодня стал, как минимум, самым важным транспортным узлом Иркутской области. Одно это превращает его в неофициальный центр своего региона. Поэтому перенос столичных функций в Братск способствовал бы установлению надлежащего порядка.

Теперь поговорим о самом главном: о средствах на перенос столицы области в Братск. Во-первых, небольшие деньги должны поступать от продажи и аренды освободившихся площадей в Иркутске. Однако, это небольшие средства. Весомым источником дохода должна стать реализация прав субъекта федерации на лес и землю. Для получения высоких доходов от леса следует организовать Братский областной леспромхоз предприятие для посадки леса, ухода за ним, рубки, производства лесопильных изделий с дальнейшей их реализацией. Все постоянные лицензии на вырубку леса частникам и местным органам власти следует изъять. Можно давать лишь разрешения на разовую вырубку в небольших объёмах; без права вывоза древесины за пределы области. Перейдя в частные руки, лесная промышленность России превратилась в источник коррупции, а её криминализация достигла такого высокого уровня, что с этим не под силу бороться даже представителям власти и правоохранительных органов. Поэтому целью Братского эксперимента должно стать наведение порядка в сфере лесного хозяйства одной области, с тем, чтобы в дальнейшем распространить этот опыт на другие субъекты федерации.

Далее, в нынешней Иркутской области огромные площади земли изъяты из оборота под водохранилища. Площадь одного лишь Братского водохранилища составляет 5470 кв. км. Усть-Илимский и Иркутский резервуары гораздо меньше; так что суммарная площадь всех трёх водохранилищ составляет 6546 кв. км (или 654600 га), что при невысокой годовой арендной плате, к примеру, в 500 рублей за гектар даёт свыше 327 млн рублей поступлений в областной бюджет. Сейчас владельцы ГЭС не платят ничего за пользование землёй, что даёт энергетикам сверхприбыли.

Ещё одним источником дохода может стать областная монополия на производство водки, с регулированием объёма её продаж на территории области. Речь идёт не об акцизах, которые поступают в госбюджет, или лицензиях на продажу алкоголя, которые пополняют местные бюджеты, а именно об объёмах водочной торговли. Скажем, областное заксобрание принимает решение о том, чтобы объём реализации водки на территории области был равен объёму собственного производства. Таким образом, то, что вывозится за пределы Братской области, в равном объёме замещается поступлениями из других субъектов федерации, а также из-за границы.

Недавний трагический случай
, при котором свыше ста человек (более 70 из них скончались) в Иркутске были отравлены метиловым спиртом, попавшим в алкогольный напиток, производство которого не контролируется государством, подтверждают мысль о необходимости введения областной монополии на производство алкогольных напитков. Помимо безопасности потребителей, монополия даст возможность пополнять бюджет каждого субъекта федерации. Начинать нужно именно с нынешней Иркутской области в рамках эксперимента по переносу её столицы в Братск.

Регион богат лесом, поэтому мне трудно оценить, сколько может принести дохода областной леспромхоз. Не менее важно то, что данное предприятие способно создать напрямую огромное количество рабочих мест. Именно сокращение рабочих мест является причиной того, что жители продолжают покидать нынешнюю Иркутскую область. К тому же, новое строительство, которое тоже должно вестись областной строительной организацией, тоже создаст рабочие места.

Братский эксперимент необходим для того, чтобы использовать его опыт при реорганизации других субъектов федерации – проблема гипертрофированного административного центра характерна для нескольких областей. Безудержный рост Москвы тоже привёл к созданию гипертрофированной столицы России, пожирающей огромные средства на развитие своей инфраструктуры. Несмотря на такие затраты, московские власти не в силах организовать приемлемое движение на улицах столицы. Практически все крупнейшие госкомпании (а также компании с участием государства), за исключением Газпрома, зарегистрированы в Москве, и платят там налоги. Помимо этого, миллионы рабочих мест в столице прямо или косвенно созданы за счёт государственного бюджета. Всё это даёт возможность скрывать, во сколько России реально обходится строительство всё новых дорог, улиц, домов, тоннелей, мостов, эстакад и развязок в Москве. Такие расчёт уже делались.

Уже давно ясно, что столицу России необходимо переносить в другой город. Вместе с тем, те, от кого зависит решение о строительстве новой столицы, осознают, в какие суммы обошёлся бы такое перенос. Братский эксперимент может подсказать, где найти ресурсы для подобного шага. Именно поэтому он нужен не только региону, но всей нашей стране.

Алексей Борисович Смирнов

опубликовано 16 октября 2016 года
дополнено 9 сентября 2017 года
Метки: Сергию Радонежскому, Алексей Борисович Смирнов, Братск, Братскую область, Иркутской области, Москве, Иркутска, Братский областной леспромхоз 
© Авторский сайт Алексея Борисовича Смирнова, 2017, novoruss.ru@gmail.com
 
Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте www.novoruss.ru, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат автору интернет сайта Алексею Смирнову, и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.