посвящается  преподобному

Сергию Радонежскому

О Новой Зеландии

сайт

Алексея  Смирнова

На сегодняшний день папка «Разное» включает следующие разделы:

О Новой Зеландии

Предисловие
После многих лет жизни в Новой Зеландии мне захотелось рассказать об этой стране русскому читателю. В своём повествовании собираюсь затронуть все возможные аспекты жизни этой страны  и её обитателей. Несмотря на моё желание смотреть на вещи отстранённо, нужно понимать, что даже в этом случае автор может давать неверные оценки. Особенно в тех случаях, когда приходится обобщать. Художники тоже пользуются крупными мазками в своих картинах. Наше же полотно гораздо шире, чем картина художника; вот почему нам приходится прибегать к обобщениями.

С тем, чтобы не повторять постоянно одно и то же слово, мы помимо слова новозеландец  будем также использовать название кивиец в качестве его синонима. Наименование кивийцы (Kiwi people/Kiwis) происходит не от названия фрукта, как многие думают. В его основе лежит название птицы – местного эндемика, которое было дано маори. Так именуется этнос, который появился здесь до прихода европейцев. Что касается киви-фрукта, то его настоящее название – китайский крыжовник – звучит не столь  поэтично. В середине 1960-х годов одному новозеландскому фермеру, который выращивал и продавал этот сорт крыжовника в США, пришла в голову мысль дать ему коммерческое название киви-фрукт (kiwifruit, позднее просто kiwi). Идея кивийского фермера привела к значительному увеличению производства и сбыта этого фрукта. Тем, кто выращивает и/или продаёт этот фрукт, нужно учитывать, что Новая Зеландия имеет права на имя kiwifruit.

Статья о Новой Зеландии будет периодически пополняться новым материалом. И ещё, у меня нет ни цели, ни желания кого-то обижать. Поэтому если кто-то из новозеландцев  посчитает какую-либо из моих оценок обидной, то можете просто считать моё мнение ошибочным.
1.
Хочу начать свой рассказ с самых, пожалуй,  больших, различий. Это одежда и зарплата.

Зарплату в Новой Зеландии выплачивают еженедельно путём перевода на тот банковский счёт, который указан работником. В редких обоснованных случаях работодателям позволено платить раз в 2 недели. С той же периодичностью переводятся пенсии. Думаю, большинство российских читателей согласится, что это удобно. В большинстве случаев зарплата оказывается на счёте работника в ближайшую среду или четверг. Пятница является крайним днём, как по закону, так и по факту. В случае государственного праздника выплата  производится раньше.

Своим отношением к одежде (и обуви) новозеландцы могут шокировать не только русскую, но даже привычную ко всему, западную публику. Мне нравится отношение
кивийцев к одежде. Оно во многом соответствует стилю, который исповедуется жителями многих западных стран. Однако это отношение иногда принимает такие формы, что обращает всех иностранцев.

Кивиец может прийти на свадьбу или похороны в самом затрапезном виде. Местные к этому относятся спокойно, потому что знают о том, что у части новозеландцев просто нет парадных костюмов. Эти слова особенно относятся к мужской части населения. Что уж там говорить о его торжественном тёмном цвете? Причина этому не бедность, а нежелание держать такие вещи в своём гардеробе. Вы же понимаете, что если костюм постоянно висит в гардеробе, то он может пострадать от моли летом или  плесени зимой – в новозеландском климате всякое может случиться. К тому же, фасончик устаревает :)

В больших магазинах часто можно встретить молодых и не очень людей в пляжных сандалиях или босиком. Зимой иногда можно увидеть кивийца в одних носках - это из-за бетонных или кафельных полов в супермаркетах. Многие водят свою машину без обуви. Кстати, возраст и марка автомобиля мало что говорит о финансовом состоянии новозеландца. При этом то, как выглядит авто лишь говорит о том, кто его владелец: интроверт или эсктраверт. Нетрудно догадаться, среди тех, кто шокирует иностранцев своим затрапезным видом, большинство составляют интроверты.

В домах маори обычно царит бедлам. Это скорее не вопрос культуры – так выражается отношение к вещам вообще. Большинство маори, как мужчин, так и женщин, предпочитают крупные автомобили. Китайцы более склонны к маленьким и экономичным машинам. Для них вообще характерны экономические соображения. Только этим можно объяснить их стремление самим добывать морепродукты, даже нарываясь на конфликты с маори, так как существует запрет посторонним на добычу традиционных для кухни маори моллюсков.

В отличие от России, молодёжь и подростки не достают своих родителей постоянными жалобами, что им «нечего надеть». Накопи из тех денег, что тебе дают на карманные расходы или заработай. К тому же,  подростки большую часть дня ходят в школьной форме. Каждая школа имеет свои традиционные цвета. Это позволяет легко «вычислить» того, кто ведёт себя неприлично в общественном месте. Помимо этого, форма, как это известно, внешне нивелирует разницу в доходах учеников. Несмотря на школьные автобусы, ученики старших классов часто приезжают на своих авто. Learner license можно получить уже в 16 лет, сдав лишь теорию. Этот вид водительских прав позволяет водить машину лишь днём и с опытным водителем на соседнем сиденье. В 17 лет, а при окончании автошколы - в 16,5 лет, можно получить Restricted license, с которой можно водить машину в одиночку, без пассажиров, а в тёмное время суток – с опытным водителем, сидящем рядом. Так, в 16,5 – 17 часть юношей и девушек начинают сами ездить в школу. При этом, несмотря на нарушение Road code (аналог российских ПДД), многие новички подвозят своих друзей. Учитывая неопытность своих чад, родители покупают им старые авто. При этом большинству родителей хватает ума не покупать мощные, скоростные машины. Форма мальчиков включает шорты. После окончания школы многие из них продолжают их носить; в любую погоду, даже зимой.

Обычно фермер ходит в сапогах, а не менее типичный работник на производстве, сантехник, плотник и т.п. обут в положенные ему ботинки со стальной основой, но все они в шортах. Поверх шорт одет специальный пояс, к которому приторочены самые нужные инструменты. Если это контрактор, то, помимо этого в его машине находится всё, что может понадобится. Как правило, эти контракторы сами себе хозяева, и называются так, потому что работают не по найму, а по контракту. Об этих людях мы ещё расскажем ниже.

 
2.
Новая Зеландия расположена в южном полушарии. Её площадь 268.680 кв. км превышает территорию Британии, и уступает Италии. Однако по населению Новая Зеландия значительно меньше этих стран. Сегодня оно лишь приближается к 5 млн. человек. Однако по темпам роста населения НЗ, пожалуй, превосходит другие развитые страны мира. Это происходит, как по причине относительно высокого уровня рождаемости, так и из-за эмиграции. Можно ожидать, что в 2022 году, либо годом позже, население страны превысит 5-миллионный рубеж.

Говоря о географии Новой Зеландии, следует упомянуть недавнее открытие геологов, которое было сделано в ходе многолетних исследований. В результате чего было установлено, что часть Новой Зеландии вместе с Новой Каледонией, а также островами между ними, является частью погруженного материка. В связи с открытием материка Зеландия сегодня приходится менять некоторые научные формулировки.

Географически большая часть НЗ расположена на двух островах, которые называются Северный и Южный. Несмотря на то, что Южный остров превосходит Северный по своей площади, там проживает чуть более 1 млн. человек. Это объясняется тем, что климат Северного острова более тёплый. С южной стороны к Южному острову прилепился довольно большой остров Стюарт (Stewart); его площадь составляется 1746 кв. км. В 680 км к западу от Южного острова расположен остров Чэтэм (Chatham) – его площадь ок. 900 кв. км.

В южном направлении, т.е. в сторону Антарктики, на большом расстоянии в есть несколько небольших островов, самым заметным из которых является остров Окленд (Auckland). Собственно говоря, этот остров представляет собой группу, состоящую из четырёх сильно изрезанных островов. Там много закрытых гаваней, позволяющих укрываться судам разной величины. Из=за наличия безопасных гавагей, а также желания находиться ближе к месту промысла, на Окленде в конце XVIII – начале XIX постоянно жили китобои и охотники за тюленями. Но им пришлось покинуть этот остров из-за постоянной облачности и сырости, несмотря на то, что океан там не замерзает, и потому зимой нет сильных морозов. В географии НЗ топоним Окленд встречается ещё три раза. Так называется самый большой город Новой Зеландии, а также одноимённая провинция, расположенные в северной части Северного острова. Население провинции Окленд чуть превышает одну треть населения страны, и эта доля не снижается. Это объясняется благоприятным климатом в районе Окленда, который многие считают лучшим на Земле. Город изрезан живописными заливами и бухтами. В средней его части есть место, где глубокий залив западного берега отделяет всего 1,5 км от залива восточного берега; это место издавна называется Онехунга (
маори Onehunga). Местные жители когда-то занимались охотой на птиц, перелетающих из одного залива в другой, когда там наступал отлив. Начиная с Онехунги, почти на 300 км в северном направлении вытянулся полуостров Окленд. У северной оконечности этого полуострова расположена сакральное место – мыс Реинга (маори Reinga). По древним поверьям, именно здесь души умерших завершают свой земной путь, уходя в подземный мир в том месте, где растёт похутукава. Похутукава – это красивое дерево, которое цветёт красивыми красными цветами в период Рождества; само цветение наступает в декабре. Так вот, единственная похутукава на мысу, где находится вход в иной мир, никогда не цветёт.

Далее в северном направлении от мыса Реинга расположена большая группа вулканических островов, которые называются Кермадек (Kermadec). Часть из них активны. Если двигаться далее в сторону Новой Каледонии, в которую вцепилась, и не хочет отпускать, Франция, есть лишь небольшой остров Норфолк (Norfolk), принадлежащий Австралии. Помимо этого к Новой Зеландии относятся острова Кука, а также небольшой (10,1 кв. км) островок Токелау, расположенные гораздо ближе к экватору. Наибольшая высота Токелау составляет 5 метров. Фактически атолл Токелау защищён от штормов лишь рифами. В 2006 году Токелау добровольно присоединился к НЗ. Это не удивительно, так как на 1,5 тыс. его жителей приходится более 10 тыс. сородичей в Новой Зеландии. Что касается островов Кука, то именно оттуда прибывали экспедиции маори, которые колонизировали Новую Зеландию задолго до прихода европейцев.

Южный остров геологически расположен на стыке двух плит – Тихоокеанской и Зеландской, если называть её по-новому. Горный хребет, идущий вдоль острова с юга на север, сформирован в результате взаимного выдавливания обоих плит вверх. В результате, высота хребта растёт. Это происходит довольно быстро по геологическим понятиям. То, что западный берег Южного острова постепенно прирастает, с очевидностью говорит о том, что в этом месте стыка двух плит Зеландская плита расположена над Тихоокеанской. Севернее обе плиты находятся на одном уровне; в результате чего в месте стыка образовался невысокий хребет. Место стыка двух плит проходит через столицу город Веллингтон, и далее, проходя по Северному острову, постепенно уходит в Тихий океан. Таким образом, большая часть Северного острова, а также острова Кермадек, относятся к вновь открытому материку Зеландия.
 
3.
История Новой Зеландии не долгая, и далеко не столь богатая, как у многих других стран мира. Между тем, у неё тоже есть тайны. Сегодня на страницах социальных сетей действуют большие группы кивийцев, которые обвиняют своё правительство в том, что оно скрывает древние артефакты. Исследователи полагают, что власти умышленно замалчивают находку наскальных рисунков, а также полигональной кладки для того, чтобы не возбуждать маори, поскольку подобного рода артефакты якобы тоже превращают их из хозяев в пришельцев. Тем самым, находки умаляя права маори на эту землю.

Это говорит лишь о том, что некоторые любители истории европейского происхождения плохо знают маори. И, к тому же, далеки от понимания того, что подобного рода артефакты скрываются и даже уничтожаются по всему миру. Мы понимаем, что в большинстве случаев находки относятся к предыдущим расам, которые обитали на Земле. Подобного рода факты подпадают под запрет, который установлен теми, кто реально правит человечеством. Официальная история и правительства разных государств лишь исполняют их волю. Поэтому мы здесь не будем касаться подобного рода артефактов.

Археологи отмечают, что ещё до прихода предков маори на территории НЗ жили люди, которые занимались охотой на моа. Это птицы, которые относятся вымершему отряду
моаообразных; самые большие виды этих птиц имели высоту до 3 метров. Моа были почти полностью истреблены до появления маори. Последние их особи были убиты в начале XX века. Точно известно, что охотники на моа были выходцами с островов Тихого океана. Антропологи пока затрудняются с определением островов откуда они прибыли. То, что они не выращивали сельскохозяйственных культур, говорит о том, что их появление здесь не было результатом подготовленной колонизации. Господствующие ветра и течения говорят о том, что на территорию Новой Зеландии могли попадать рыбаки с Тонга.

Как бы то ни было, целенаправленной колонизацией Новой Зеландии занялись жители островов Кука. Видимо, они обладали какой-то информацией об этой удалённой и холодной, по меркам тихоокеанских островитян, земли. Первые маори прибыли 800-850 лет тому назад. Их потомки помнят, как названия каноэ, на которых они прибыли, как и имена вождей, возглавлявших тяжёлое плавание. Сегодняшние племена носят названия этих waka (каноэ). Сегодня известно, по меньшей мере, 7 таких каноэ. Наверняка их было больше. Каноэ с будущими прародителями племён приплывали в течение нескольких столетий.

Количество членов племени во многом зависит от того, насколько давно их предки пришли на эту землю. Так сегодня в НЗ около 60 тыс. потомков тех, кто прибыл на «Арава».  Они составляют конфедерацию племён Te Arawa, которая имеет своего вождя. Нам довелось побеседовать и попить чай, заваренный листьями кавакава, с этим мудрым и высокообразованным человеком. Он один из тех немногих людей, кто является хранителем эзотерических знаний маори.


Нужно заметить, что в Новой Зеландии, где получение высшего образования стоит немалых денег, плату за обучение маори вносит правительство. С одной стороны, этот закон даёт доступ к высшему образованию выходцам из самых бедных семей маори, а с другой приводит к тому, что лентяи из их числа подрывают авторитет образованных из числа маори.

Среди маори особняком стоят два племени. Это Люди Реки (People of the river) и племя Вайтахa (Waitaha). Первые живут вдоль реки Вангануи (Wanganui), включая большие территории в верхнем течении, то есть в центральной части Северного острова. Их предки не прибывали на каноэ с островов Кука, но они говорят практически на том же языке, что и остальные маори. Здесь сказывается то, что они веками принимали жён из иных племён, а также отдавали своих женщин в другие племена. К тому же, в Новой Зеландии преподают в школах лишь один диалект маори, что привело к унификации этого языка. Конечно, временами возникают языковые распри, когда жителей Вакатане или Вангануи заставляют писать свои названия, как Whakatane и Whanganui из-за того, что на официальном языке они звучат, как Факатане и Фангануи. Жители первого города годами воевали за своё название, но проиграли все суды, тогда вторые (а это жители города, реки и провинции) просто игнорируют новое название.

Вайтаха – это племя мира. Даже в те времена, когда плена маори постоянно воевали друг с другом, вайтахи жили со всеми в мире. Периодически они брали свою молодёжь и отправлялись с ними в путешествие вокруг обоих островов. Парни выбирали себе  супруг из других племён, а девушки становились  жёнами юношей из других племён. Мирная дипломатия помогала вайтахи стоять в стороне не распрей, то войн.

Несмотря на то, что некоторые историки по-прежнему придерживаются старого взгляда на то, когда и кем из европейцев была открыта Новая Зеландия, факты, в том числе, документы, говорят о том, что НЗ была открыта в 80-х годах XVI века испанцем, капитаном Фернандесом из Вальпараисо, Чили. По пути к Новой Зеландии он также открыл остров, впоследствии получивший название Пасхи. Он предпочёл скрыть свои открытия от официальных властей, видимо, рассчитывая на нём самому заработать. Руководствуясь его указаниями, на о. Пасхи, ещё до официального его открытия голландцем Роггевеном, побывал ещё один испанский капитан из Вальпараисо. Вся эта информация попала к монахам-иезуитам и впоследствии оказалась в Испании.


Капитан Фернандес около года прожил в Новой Зеландии. Сначала он имел якорную стоянку в заливе, который сегодня называют залив Веллингтона, хотя он официально называется порт Николсон. Затем чилийские испанцы перебрались на противоположную сторону пролива Кука, где встали в какой-то из бухт в районе нынешнего Пиктона. Фернандес оценил дружелюбие местных жителей. Ещё бы, он ведь оказался в гостях у племени вайтахи. Когда капитан Кук исследовал берега Новой Зеландии, он узнал от местных жителей, как о визите корабля голландского капитана Тасмана, так и предыдущем продолжительном визите европейцев, которые заразили местных жителей венерическими болезнями, от которых скончалось много маори. Сопровождающие Кука также замечали следы сифилиса на лицах местных жителей. Не удивительно, что при первой же попытке Тасмана высадится, маори напали на его моряков, которые лишь успели ступить на берег. Захваченного голландца маори съели. После этого случая Тасман не больше не пытался приближаться к берегу, и даже не узнал, что Новая Зеландия, которую именно он так назвал, состоит из двух островов.

Венерические заболевания значительно сократили число людей в племени Вайтаха. Это привело к тому, что другие маори вытеснили их с Северного острова. Когда-то окрестности Веллингтона были частью их территории. Сегодня вся их земля находится в северной части Южного острова.

4.
Вслед за А. Тасманом (1642-43 г. г.) Новую Зеландию одновременно посетили сразу две экспедиции, одна из Франции, другая – из Британии. Капитан Дж. Кук прибыл в октябре 1769 г., а француз Сюрвиль – в декабре. Корабль «Эндевор» Кука обогнул оба острова, внимательно изучая берега и обнаружил между ними пролив, получивший имя английского капитана. Французы обогнули лишь северную часть Северного острова, но были берега, которые они первыми нанесли на карту.

В любом случае, с учётом приоритета голландца Тасмана (об испанце Фернандесе никто не знал, поскольку он сам решил скрыть своё открытие), Британия не имела права воткнуть свой флаг в землю Новой Зеландии, как они обычно поступали, объявив её собственностью своего монарха. Однако голландцы не собирались колонизировать НЗ, так же, как и Британия. Тогда этим решила заняться частная французская компания. Она купила землю у племени маори в тёплом месте – на севере, и уже провела первый завоз колонистов. Это напрягло британский Форин офис, и они решили провернуть аферу с тем, чтобы вышвырнуть французов. Поручение было выполнено У. Хобсоном.


Сегодня кивийцы стараются вымарать эту страницу своей истории, но нужно быть честным, признавая, что юридическую основу для британской колонизации провернули люди, прибывшие из Австралии вместе с У. Хобсоном. Так что первыми жителями колонии под названием Новая Зеландия стали австралийцы. Уильям Хобсон (William Hobson) прибыл в качестве губернатора из австралийской колонии Новый Южный Уэйлз (New South Wales) и объявил Новую Зеландию её частью. Затем он состряпал договор с вождями маори, который изначально имел признаки фальсификации. Во-первых, его текст на английском не совпадал с текстом на языке маори. Во-вторых, большинство вождей не было приглашено на процедуру подписания. В-третьих, часть из приглашённых отказалась прибыть. Тем не менее, бумага была составлена и подписана. После чего ушла в Лондон, где «на основании волеизъявления коренного населения Новой Зеландии», эта территория стала собственностью Британской короны. При этом сама Британия сегодня не признаёт результаты референдума от 16 марта 2014 года в Крыму. Пару лет спустя совершения мероприятия в деревне Вайтанги (Waitangi) несколько вождей маори посетили на британском корабле Лондон, где намеревались пожаловаться на представителей королевы Виктории, которые насильно отбирают принадлежащие им земли. В визите к королеве им было отказано, а в Форин офисе посоветовали забыть о Waitangi Treaty, так как он уже утратил свою актуальность для Великобритании.

В том же 1840 году Хобсон основал город Окленд (Auckland) и перенёс в него свою столицу. Ещё не успели высохнуть чернила на договоре, по которому Корона  признала за маори те же права, которыми обладают граждане Великобритании (параграф 5 договора), как губернатор издал акт, нарушающий этот договор. На основании этого акта у маори отобрали право продавать собственную землю кому бы то ни было, за исключением колониальной власти в лице губернатора. Разумеется, было заявлено, что закон придуман ради самих же маори – с тем, чтобы их не могли обманывать европейцы. На самом деле, обладая монополией на покупку земли, колониальная власть получила возможность сбить на неё цену, а также остановить продажу участков тем же французам. В качестве примера: на основании этого акта, от имени короны было уплачено местному племени Нъати Фатуа (Ngati Whatua) за землю в Окленде 200 с лишним фунтов стерлингов, плюс сколько-то одеял, топоров и прочее. Часть этой земли была разбита на участки и через полгода продана за 11 тыс. фунтов в частные руки будущим домовладельцам.

Несмотря на то, что всё это давно известно, договор, подписанный 6 февраля 1840 года в деревне Вайтанги, остаётся в Новой Зеландии основополагающим юридическим документом, а этот день является государственным праздником. Несмотря на то, что большинство маори давно не признают Вайтангский договор (Waitangi Treaty), это не мешает вождям племён продолжать на него ссылаться для того, чтобы выколачивать у правительства компенсации за когда-то отнятые земли. Им в этом помогают хорошие адвокаты. Многие политики давно предлагают назначить дату, после которой нельзя будет обращаться за компенсацией. Однако ни одно правительство до сих пор на это не пошло, понимая, что это приведёт к ликвидации основы новозеландской юстиции.

В целом сегодня у большинства маори есть понимание того, что британский колониализм принёс им больше пользы, чем вреда. Всё же, маори иногда презрительно называют пришельцев пакеха. Те до сих пор не догадываются о смысле этого слова, и сами себя тоже именуют этим словом, полагая, что на языке маори оно означает европеец. На самом деле так называют только тех эмигрантов из Европы, кто не стал своим для маори. Единственное, что до сих пор серьёзно не нравится маори, это то, что местный закон не признаёт права собственности целого племени – такого английское право не знает. Но нет худа без добра: вожди и члены племён учредили трасты (в России это называется некоммерческими организациями). В результате чего они волей-неволей научились вести бизнес-документацию, а затем потихоньку занялись бизнесом. В наши дни многие племена имеют сотни миллионов (новозеландских) долларов на своих банковских счетах. Собственность тех же оклендских Нъати Фатуа в наши дни оценивается в сумму около 1 млрд. дол.

Когда-то новозеландцы, включая маори, провозгласили свою страну собственностью Бога: New Zealand is a God’s country. Эта же мысль выражалась, как God’s own (собственность Бога), что зачастую превращалось в выражение God zone (Божественная зона). Большинство новозеландцев когда-то искренне верили в Бога, но эту веру у них отняли хитроумным способом – с помощь секуляризации. Раз что-то секуляризировано, значит, оно перестаёт быть Божьим. Сегодня доля верующих сократилась, но не опустилась до уровня других западных стран.

С самого начала XIX в Новой Зеландии стали высаживаться миссионеры: католические, протестантские и представители англиканской церкви. С. Марсден (S. Marsden), поселившийся в Керикери под покровительством местного вождя Хонги Хика (Hongi Hika) не только построил первые каменные дома (1822 г.) в этой стране, обратил в Христианскую веру, дал европейские сельскохозяйственные культуры, коров и проч. домашних животных. Вождь племени Нгапухи (Ngapuhi) узнал от него о ружьях, и быстро оценил их преимущество в бою против племён маори, вооружённых деревянными копьями и мечами. Умный вождь тратил все средства племени на покупку ружей, которые дали ему огромное преимущество в сражениях с другими племенами. Поначалу он взял верх над теми соседями, с которыми он имел вражду. Затем, вооружив большее число людей, он напал на племена, которые жили южнее, а также в центральной части Северного острова. У одних из них было мало ружей, а у других ещё вовсе не было.

Всё это сопровождалось традиционным поеданием взятых в плен воинов противника, превращением в рабов остальных мужчин, а также захватом женщин, которые затем восполняли потери своей военной силы. Основной любой войны между маори всегда был собранный урожай. Иногда приходилось нападать на соседей, чтобы самим не умереть с голода во время зимы. Хотя, конечно, рыба и моллюски веками составляли основной рацион.

Уже после смерти Хонги Хика его потомки напали на небольшой этнос, которых проживал на довольно большом острове Четэм. Этот остров находится в Тихом океане почти в 700 км западнее г. Крайстчёрч (Christchurch). О мориори маори узнали от промышлявших в водах Новой Зеландии охотников на тюленей и китобоев, которые брали в жёны женщин маори. Мориори тоже были тихоокеанским этносом, но они имели свой. Возможно, прежде мориори проживали также на Южном острове, где были ассимилированы пришельцами – маори. В середине 1830-х, военная экспедиция маори вторглась на этот остров и быстро подавила сопротивление его хозяев, у которых не было ружей. С побеждёнными они поступили так, как это было принято у маори. И поселились здесь, взяв в жёны женщин мориори.

5.
После завершения официальной части, мы, наконец, можем перейти к неофициальной беседе. Будем говорить на разные темы, стараясь при этом показать такие детали, которые ускользают от внимания читателя при подробном изложении. На примере Кейт Шеппард вы поймёте то, о чём говорю.

Если ещё 5-10 лет тому назад можно было найти лишь краткие биографические сведения о ней, то сегодня о ней уже написаны объёмные статьи и даже книги. Это вызвано большим интересом к описаниям жизни великих женщин, особенно, в женской среде, а также усилением роли женщины во всех сферах жизни.

Хорошо известно, что Кэтрин Шеппард
(Eng. Katherine W. Sheppard) была суфражисткой (suffragette). Слово suffrage по-русски означает избирательное право, право голоса. Если вы посмотрите где-нибудь определение слова суфражистка, то там  непременно будет сказано, что суфражистки боролись за избирательные права женщин, выступали против дискриминации женщин в политике и экономике. На самом же деле, подобные определения не дают точного представления об удивительных женщинах, которые стояли у истоков этого движения. В царской России такого движения не было, а сразу же после Февральской революции 1917 года женщины получили сразу все избирательные права. В то же время, в Новой Зеландии, где в 1893 году  женщины первыми в мире получили право голоса на выборах в парламент, право избираться в парламент своей страны они получили лишь в 1919 году. Русский читатель не осознаёт того, что происходило в этой важной сфере общественной жизни.

К. Шеппард (10 марта 1847 – 13 июля 1934) в возрасте 16 лет вместе со старшей сестрой эмигрировала из Британии, где она родилась, в Мельбурн (Австралия) и затем в Крайстчёрч (Новая Зеландия). Спустя 6 лет к ним присоединилась вся семья матери.  В 1871 году она вышла замуж; они имели лишь сына. К женскому движению она присоединилась в 1885 году, после того, как НЗ посетила миссионер этого движения из США – Мэри Ливитт (Eng.
Mary G. C. Leavitt). Она представляла Женский христианский союз трезвости (Eng. WCTU). Основным политическим направлением этой организации была борьба за мужей, отцов и детей против богатых и могущественных производителей и продавцов алкоголя. Требований было много. Главными из них, пожалуй, было требование запрета на продажу алкоголя детям и запрет на наем барменами женщин; в то время невозможно было даже мечтать на запрет курения в питейных заведениях.

Кейт Шеппард участвовала в учреждении WCTU в Крайстчёрче (
Eng. Christchurch). Из-за того, что она пропустила Новозеландскую учредительную конферецию союза в начале 1886 г., то на следующий год ей не дали возможности представить свои предложения. Тем не менее, в том же 1887 году К, Шеппард была назначена в управляющей нового национального департамента WCTU, где стала заниматься вопросами права. Она считала, что необходимо преодолеть всё, что разделяет, будь то раса, класс, вероисповедание или пол.

Движение за право женщин участвовать в парламентских выборах явилось следствием того, что огромные барыши давали возможность производителям алкоголя проводить нужные им законы. Это не была коррупция в чистом виде – эти люди всего лишь поддерживали избрание лояльных к себе депутатов. Многие, в том числе, мужчины-политики и члены парламента понимали, что женские голоса дадут возможность привести в парламент тех, кто желает защитить народ от спаивания. Мы здесь не будем перечислять их имена. Скажем лишь то, что законопроект о предоставлении женщинам избирательного права, который они выдвигали, хотя и постоянно проигрывал, но разница голосов с таким же постоянством уменьшалась. Роль нашей Кейт в приближающемся успехе была значительной. В том момент, когда победа была близка, главный оппонент женского избирательного права Уолтер Карнкросс добавил в предлагаемый закон положение о праве женщин избираться в парламент. В результате, поражение в два депутатских голоса.

Многочисленные петиции, подписанные женщинами со всей страны, поддержка христианских обществ и мужчин-политиков, казалось бы, привела к победе законопроекта. Однако, Верхняя палата (Upper House) парламента не согласилась с голосованием при помощи бюллетеней на участках для выборов. Им захотелось, чтобы женщины голосовали по почте.

В следующий раз суфражистки собрали рекордное количество подписей. Народная поддержка участия женщин в выборах была столь сильна, что при голосовании в Нижней палате – Палате представителей (the House of Representatives) была одержана сокрушительная победа. В верхней палате лишь несколько депутатов решилось голосовать против, хотя понимали, что на следующих выборах они не получат женских голосов. Многие из тех, кто был против, не присутствовали на голосовании. Было выдвинуто требование провести референдум. Но законопроект, всё же, прошёл Верхнюю палату и был передан в Законодательный Совет. После нескольких попыток замотать его в Совете юридическими придирками, 8 сентября 1893 года 20 голосами против 18 этот закон об избирательном праве для женщин был принят. Губернатор Дэвид Бойл, который всегда был против, тянул со своей подписью, но был вынужден это сделать 19 сентября 1893 г. Между прочим, губернатор Новой Зеландии представляет британского монарха; а в тот период монархом была женщина – королева Виктория.


Эта победа сделала Катерину Шеппард моральным лидером женского суфражистского движения во всём мире. После признания права голосования за женщинами в Новой Зеландии наступил черёд других стран. Суфражистки в других странах и мужчины, которые их везде поддерживали, встречали яростное сопротивление своим требованиям не потому, что там тоже было много плохих мужчин. Сопротивление женскому избирательному праву оплачивалось компаниями, которые производили и продавали алкоголь. Дальнейшая история парламентаризма показала правоту суфражисток – именно право женщин избирать и быть избранными позволило обуздать жадных бизнесменов, которые готовы травить людей и разрушать семьи ради своей наживы.

Важно подчеркнуть, что победа суфражисток состоялась из-за того, что они понимали, кто являлся их настоящим врагом, а потому в своей деятельности опирались на мужчин, и получали от них поддержку. Современные феминистки, называющие себя наследницами суфражисток, в действительности не имеют целью завоевание равных прав с мужчинами. Те, кто ими двигает, стремятся столкнуть женщин с мужчинами. На самом деле мировая элита установила точно такие же препятствия для независимых женщин, как для независимых мужчин. Препятствия направлены против тех, кто не знает установленных нынешней элитой правил, либо не желает подчиняться этим правилам. В силу закона человеческой эволюции, сегодня наиболее активными являются наиболее продвинутые женщины. Сотрудничество продвинутых женщин с подобными им мужчинами способно не только помочь в достижении реального равноправия, но также сменить нынешнюю элиту. Замечу, что все ныне известные женщины-политики обслуживают эту элиту; пусть они и не входят в её верхушку. Устранение старой элиты является необходимым шагом при переходе к справедливой системе управления планетой, нацеленной на Общее благо. Именно представление об Общем благе станет основой для идеологии в каждой из сфер жизни.

Плотина, которая дала течь, неминуемо разрушается. Заслуга Кейт Шеппард перед человечеством заключается в том, что она сделала проран в некогда прочной плотине, стоявшей на пути человечества. Жители Зеландии всегда видят её лицо, когда берут в руки 10-долларовую банкноту.
 
6.
В этой главе мы затронем лишь пару аспектов, которые помогут глубже охарактеризовать маори. Желающему прочесть на русском языке подробнее о народе маори должен рекомендовать вэбсайт моей жены, Е. Т. Смирновой – www.esoterictour.co.nz Там детально и подробно рассказывается об автохтонном этносе Новой Зеландии. Пожалуй, это наиболее точный рассказ о маори, и, вместе с тем, он охватывает много разных сторон жизни этого интересного народа.

В первую очередь мы обратим своё внимание на отношении маори к другим этносам.  Любое и каждое из племён маори следует глубоко укоренившейся традиции, по которой не существует запрета на браки с людьми других национальностей, иного вероисповедания или цвета кожи. Каждое племя маори готовы принять любого мужа своей соплеменницы или, соответственно, жену. Мало того, если вы хотите купить дом, стоящий на земле, принадлежащей тому или иному племени, то можете это сделать только став членом этого племени. Всё, что от вас требуется, это лишь принять участие в соответствующем красивом обряде и преподнести необременительный подарок (
маори koha).  Если вы таким образом приобрели себе загородный дом, то он всегда будет под присмотром ваших соплеменников.

Когда ближе узнаёшь маори, то видишь их человечность. Поэтому не удивительно то, что сегодня в каждом племени есть свои китайские, русские или иные маори. Каждый новый член племени желанен; независимо от его национальности, цвета кожи или вероисповедания. О еврейских маори ещё не слышал, но межнациональная атмосфера в стране этому способствует – в Новой Зеландии нет антисемитизма. Поэтому уже почти два столетия здесь идёт добровольная ассимиляции евреев.

Первыми, кто смешался с маори, были выходцы из Далмации, сегодня это часть Хорватии. Происходило это потому, что это были исключительно мужчины. Сегодня фамилии с окончанием на
–ич можно встретить где угодно – в Новой Зеландии это почитаемые люди. Среди мужчин-потомков далмэйшнс сегодня много рослых, атлетически сложенных людей, так как их предки поначалу использовались на тяжёлых работах: с помощью топоров и пил валили лес, распиливали брёвна на доски, расчищали заросли, строили первые дороги. Позднее далматинцы, а также их потомки становились фермерами, первыми виноделами, предпринимателями, но в политике их дальше местного уровня не пускают.

Разумеется, народ попроще из числа прибывших из Англии и Шотландии тоже, бывало, женился на женщинах маори, либо имел с ними сексуальные связи. Сегодня редко можно чистокровного маори, по той причине, что их предки специально к этому не стремился. В конечном итоге, именно это сломало препоны между потомками эмигрантов и маори. Среди потомков европейцев, включая русских, есть много тех, кто готовы бороться на стороне маори в их конфликтах с правительством. Раньше такие конфликты возникали в периоды правления консерваторов - Национальной партии (National Party). Поэтому маори обычно голосуют за их противников – Партию лейбористов (Labour Party).

Помимо маори лейбористов также традиционно поддерживают профсоюзы, поэтому у неё  столь высокая поддержка среди населения, что она в принципе не может проигрывать своим оппонентам. Победы Национальной партии на выборах – это фактически умышленные поражения лейбористов, организованные её верхушкой по указанию
мирового закулисья. Обычно с этой целью во главе Партии лейбористов оказывается никчёмный и непопулярный лидер… Правда, в 2018 году всё произошло наоборот. До этого в течение трёх 3-летних сроков правила Национальная партия. Правительство возглавляли два хороших финансиста, которые правили Новой Зеландией так, как если бы это было их предприятие. Д. Кий (J. Key) ушёл по собственному желанию, оставив место лидера и главы правительства Б. Инглишу. Но даже при нём одном его Нац. партия набрала намного больше голосов, чем их основной противник. Лейбористы получили право сформировать правительство, образовав странную коалицию. Итог говорит о том, что за всеми этими событиями, опять же, стояло мировое закулисье. Политическая власть в Новой Зеландии создаёт в стране спокойную атмосферу – в этом состоит её глобальная задача.

Уже в конце прошлого века стало очевидно, что спокойная атмосфера в Новой Зеландии может поддерживаться только в том случае, если маори получат возможность выступать в парламенте напрямую через своих представителей. Этнические маори в составе своих партий таковыми не являлись. В связи с этим были введены четыре членских места для маори (Maori seats). На которые избирались исключительно те, кто является членом того или иного племени. Тогдашний премьер-министр Х. Кларк (H. Clark) решила извлечь выгоду из этой идеи, и помогла своим коллегам по партии учредить Партию маори (Maori Party). Партия маори взяла в маорийских округах все 4 места, но уже тогда стало ясно, что эта партия не имеет поддержки в среде маори. По новой системе каждый маори выбирает между возможностью голосовать по избирательному округу, на территории которого он проживает, либо по маорийскому округу. Численность избирателей в маорийских округах сразу же получилась значительно меньше, чем в территориальных. Позднее, когда количество мест для представителей маори было увеличено до семи, эта разница ещё больше выросла. Помимо голосования по округам (маорийским или территориальным) каждый житель страны голосует по партийным спискам, которые позволяют сформировать половину парламента страны. В отличие от времён, о которых мы рассказывали в главе, посвящённой К. Шеппард, парламент сегодняшней Новой Зеландии однопартийный.

Не соглашусь с теми, кто считает такую демократию ущербной. Наоборот, в 121-местном парламенте страны стали слышны голоса маори, что позволило устранить «уличную демократию». Однако родилась антидемократия другого родаКаждыми выборами Партия маори (Maori party) теряла свои голоса - они доставались лейбористам. В конечном итоге, на последних выборах 2017 года все семь маори, ставшие членами парламента (Member of Parliament – MP), являются членами Партии лейбористов. Проиграл даже тот человек, который вышел из Партии маори, создав партию для себя любимого - Mana Party, так как он имеет большую поддержку в своём маорийском округе. Фактически, большинство маори сказало, что поддерживает маори-лейбориста. Это даёт и, видимо, будет давать Партии лейбористов семь дополнительных мест в парламенте.

В связи со сказанным, вижу возможность устранить указанный выше дефект в новозеландской демократии путём отказа от выборов по партийным спискам в маорийских округах. Делать что-то в этом направлении всё равно придётся. Ведь когда-нибудь наступит момент в очередной раз сменить правящую партию на её визави, и тогда 7 дополнительных голосов у лейбористов будут мешать приходу к власти Национальной партии (National Party). Либо придётся прибегнуть к другому способу, позволяющему «стравить давление» в обществе, когда оно устаёт от надоевших правителей. Этот способ заключается в скандале внутри партии, с последующим её разрывом и выходом из неё популярных политиков. Однако со временем маори разберутся, которая из двух партий настоящая, и весь электорат маори перетечёт к ней.

Общество маори демонстрирует миру преимущества семейного матриархата и баланса в отношениях между мужчиной и женщиной. Когда племя Вайтаха издало две книги, в которых уделялось важное место матриархальным отношениям, историки поняли, насколько наука заблуждалась относительно того матриархата, который в прошлом имел место повсюду на Земле.

В семьях решения принимают женщины, потому что на них лежит ответственность за детей и, соответственно, все будущие поколения этой семьи. Воспитание детей, а также их образование легло на женщин в те времена, когда семьи, роды и племена теряли много мужчин из-за того, что те погибали в сражениях, на охоте и морской рыбалке.

Несмотря на ведущую роль в семье, женщина маори не претендует на то, чтобы быть лидером рода или племени. Это специально подчёркивается тем, что когда маори обсуждают свои вопросы, то женщины сидят на задних местах, позади юношей. Необходимость поддержания баланса мужской и женской энергии осознаётся всеми. Но это не воспринимается, как догма. Поэтому всегда, когда возникала такая необходимость, то вождём племени становилась женщина.

Помимо вождя, каждое племя имеет тохунгу; иногда у племени может быть два или три тохунги. Тохунга исполняет роль духовного лидера племени. Его можно сравнить со жрецом, врачом, учителем и наставником одновременно. Даже сегодня, когда кое-что открылось, маори не распространяются о тохунге. Отчасти это связано с тем, что тохунга занимается врачеванием, используя при этом средства народной медицине, а также использует психологические практики всё это официально запрещено. Дотронуться до головы маори строжайшее тапу, за исключением касания носами в качестве приветствия. Это могут делать лишь ближайшие родственники и тохунга. Однажды мужчина маори сказал мне, что я могу дотрагиваться до его головы. На мой вопросительный взгляд, он произнёс, что ему было сказано, что я тоже тохунга.

Так вот, женщина тоже может быть тохунгой племени, и это случается гораздо чаще, чем исполнение роли вождя. Традиционным лечением, как правило, занимаются женщины. Мне доводилось разговаривать с маори-врачевателями. К сожалению, в своей практике они используют лишь то, чему их научили предшественники.

Поскольку в домах маори часто и подолгу живут дети их родственников, то обычные женщины маори имеют навыки воспитателей. Видимо есть и другие причины, по которым ювенальная система передаёт им на воспитание отобранных у родителей детей. Одна из таких женщин сказала мне, что отказалась от этой работы после того, как несколько лет наблюдала страдания таких детей, несмотря на то, что эта работа хорошо оплачивается, а в их небольшом городке трудно найти какое-нибудь занятие. Нужно сказать, что новозеландские ювеналы боятся отбирать детей из семей маори.

Семьи маори гораздо крепче, чем у прочих новозеландцев. Маори вообще не расторгают свой брак, даже если он не состоялся просто расходятся по разным домам или живут отдельно. Добрачные сексуальные отношения являются нормой, и потому многие маори живут вместе в качестве партнёров, благо закон это позволяет. Такого рода союзы лишь немногим прочнее, чем у прочих этносов Новой Зеландии. В таких случаях пакеха считают, что это делается ради того, чтобы получать больший размер пособия на детей. На самом деле нет заметной разницы между партнёрскими парами, которые изначально не планируются, как прочные союзы. Наличие же своих денег у каждого члена пары, живущей в одном доме, является постоянным поводом для разрыва.

7.
C точки зрения глобального управления, новозеландцами легко управлять. В стране, где большая часть основных медиа принадлежит государству, нет своего информационного агентства, а количество корреспондентов за границей сведено к минимуму. Новости поступают из трёх источников: Ассошиэйтед пресс и Рейтерз (США), а также, отчасти от Би-Би-Си. BBC имеет свой радиовещательный канал. Одного лишь наличия трио лидеров по промыванию мозгов было бы вполне достаточно. Но их воздействие усугубляется тем, что жители англоязычных стран, за небольшим исключением, не знают иностранных языков. Так что с точки зрения информированности в международных делах, можно отметить дремучесть кивийцев. От того, чтобы оказаться на дне в одной компании с австралийцами и канадцами, новозеландцев спасает лишь традиционная антипатия к американцам; разумеется, это относится не к самому народу, а к американской верхушке. Для воздействие на им подобных была создана Аль-Джазира, ставшая самым успешным проектом Вашингтона за последние годы. На сегодняшний день эти средства массовой информации по-прежнему находятся в руках тех, кто в статье «Мировая шахматная доска» назван новым глобальным игроком.

Говорить с кивийцем вообще о политике бесполезно, так как их мозги очень хорошо промыты. При этом они знают довольно много о российских событиях, а также о том, что происходило в Советском Союзе. Причина непонимания больше кроется в незнании деталей, чем в искажении фактов. Хотя извращённых фактов по истории России тоже хватает.

У новозеландцев нет никакого понятия о глобальном управлении. Это при том, что в последнее время сюда прибывают люди из Англии и США, которые имеют отношение к такому управлению. В последние годы здесь активно работали спекулянты недвижимостью из ряда азиатских стран. В основном, из Китая и Кореи. В Австралии приняли закон, который позволяет азиатским спекулянтам только строить, либо покупать новые дома - от вторички спекулянтов остранили. У нас же что-то придумали со сроками перепродажи домов, а также начали сообщать об операциях с недвижимостью налоговикам за границей. Видимо, всё это было заранее спланировано, потому что рынок недвижимости чуть постоял, а затем опять начал расти. Сейчас же основными покупателями жилья являются граждане Соединённого королевства и США, которые, видимо, перебираются сюда всерьёз и надолго.

В огромном Окленде прибытие новых резидентов не так заметно, но в Тауранге они взвинтили цены на жильё, а сам город из провинциального городка сегодня быстро превращается во что-то новое для Новой Зеландии. Тауранга – это не только город-порт на берегу Тихого океана, в нём есть прекрасный пляж, протянувшийся на много километров, красивая гора Мангануи и, что мне нравится, бассейн с подогретой морской водой.

8.
В Новой Зеландии создана и успешно работает бесплатная нотариальная система, которая обслуживает простых граждан этой страны, а также эмигрантов.

Более половины кивийцев регулярно заняты волонтёрской работой. Среди тех, кто имеет юридическое образование и опыт соответствующей работы, популярно бесплатное нотариальное заверение подписей граждан, а также копий документов. Эта должность называется Justice of the Peace (мировой судья). Каждый из этих людей имеет гербовую печать с личным номером мирового судьи. Мировых судей много, их домашние адреса и номера телефонов приводятся в телефонных книгах. Обратиться можно к любому из них, предварительно созвонившись по телефону. Поскольку такой нотариус принимает людей у себя дома после работы, то тебе могут назначить прийти в 7 часов вечера. По рабочим дням один из мировых судей (иногда их двое) по очереди дежурит в местном Community Centre. Обычно приём идёт по 3-4 часа.

В первые годы после приезда в Новую Зеландию мне приходилось нередко общаться с мировыми судьями, когда требовалось совершать нотариальные действия при оформлении рабочей или резидентской визы, гражданства, при покупке дома. Чаще всего мне встречались адвокаты, реже всего депутаты местного уровня.

Кстати, при покупке дома все юридические процедуры совершаются адвокатом. Таким образом, копии документов на владение находятся у владельца, в мэрии, а также в адвокатской конторе. Участие адвоката особенно удобно, если приобретаемый дом находится далеко от места твоего нынешнего жительства. Ведь к вашим услугам имеется бесплатный нотариус, а также идеально работающая новозеландская почта. Отправленное во второй половине дня на следующее утро оказывается у адресата. Если адресат живёт на Южном острове, то отправление может прийти вечером или, в худшем случае, утром через день. Почта работает настолько хорошо и надёжно, что в простой конверт можно вкладывать как документы, так и денежные купюры.

Продолжение следует

Алексей Смирнов, русский новозеландец

Метки: Новая Зеландия, новозеландец, кивиец, Алексей Смирнов, kiwifruit,kiwi, материк Зеландия, Кэйт Шеппард, Waitangi Treaty
© Авторский сайт Алексея Борисовича Смирнова, 2018, novoruss.ru@gmail.com
 
Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте www.novoruss.ru, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат автору интернет сайта Алексею Смирнову, и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.