посвящается  преподобному

Сергию Радонежскому

Древние московские дороги

сайт

Алексея  Смирнова

На сегодняшний день папка «Разное» включает следующие разделы:

Древние московские дороги

Заключительная часть исторического триптиха

Предисловие

Вот мы подошли к заключительной части нашего исторического триптиха. В начале нашего эссе, когда мы приступали к первым страницами своего повествования об истории Москвы, мы обещали рассказать о древнейших московских дорогах. Здесь мы выполняем своё обещание.

У нас собралось достаточно много материала о путях, которые связывали Москов XII веке с другими городами Ростовско-Суздальского княжества, а также всей Руси. Попав в руки Рюриковичей, Залесье стало покрываться дорогами. Мы систематизировали этот материал для того, чтобы стал понятен план, по которому они строились. Из-за бытующих на этот счёт заблуждений, наличия ошибочных схем и представлений нам приходится на них указывать. Просим вас внимательно отнестись к изложенному, и сообщить нам о возможных ошибках.

Самое главное из того, что вы получите при чтении – это то, что предложенный материал является почвой для дальнейшего изучения вами столь далёкой эпохи. Данная работа может помочь как научному, так и любительскому исследованию страниц древней истории.

*  *  *  *  *  *   *  *  *
 
1. Брод через Москва-реку

В заключении к эссе «Страницы истории Москвы» мы отметили, что основной причиной, сделавшей Москву великим городом был Чертольский брод. Решение о постройке крепости на вершине холма, которая впоследствии превратилась в Кремль, было принято князем Владимиром Мономахом в результате понимания им стратегического значения брода на реке Москва. Эзотерическое значение понятий Брод – кремль осталось неизменным. Можно писать слово Кремль с заглавной буквы, а брод с прописной, но самому  Кремлю следует помнить, кто на самом деле важнее. Если в политике термин Москва означает кремль, то скрытый смысл понятия Россия, Русь – это Брод.

Возникновение поселения у брода не является чем-то исключительным в истории. В древние времена преимущества брода были гораздо очевиднее для современников, чем это видится из нашего времени. Так, брод не только даёт возможность переходить реку пешему или конному по дну, он, вдобавок, позволяет перевозить сразу много грузов и людей на плоту с использованием шеста вместо вёсел. Плот можно также буксировать при помощи каната. Если поблизости не было других подобных мест на реке, то такой брод обычно превращался в переправу. Существование переправы сопровождается, выражаясь современным языком, созданием логистической инфраструктуры по обе стороны реки. Это включает в себя наличие мест для ночлега, столования, складирования, хранения, а также присутствие ремесленников, обслуги и ратников. Налаженная переправа становится круглогодичной даже на Руси, так как в зимнее время грузы могут доставляться по льду.

На противоположной от села Чертолье стороне Москва-реки не было поселений из-за того, что место было болотистым. По этой причине село на левом берегу стало ключевым. Обводный канал в Замоскворечье был прорыт в XIX в. на месте старицы реки Москва. Выкопанную землю укладывали на образовавшийся в результате этих работ остров Балчуг. От исчезнувших болот здесь остались названия Болотных улицы и набережной. Канал позволил устранить последствия временами катастрофических весенних паводков. На сегодняшнем русле реки Москва осталось место, некогда бывшее сушей. Во время сильных засух оно обнажалось. Вот откуда образовался брод на столь широкой реке.

На территории сильно разросшейся Москвы найдены остатки нескольких весьма древних поселений совершенно разных людей. Среди них есть и те, что относятся к Фатьяновской культуре, которая является частью огромной Культуры шнуровой керамики и боевых топоров. Это культура наших предков. На Боровицком холме были найдены следы укрепления из предшествующей им эпохи. Это говорит о том, что и в глубокой древности люди пользовались нашим бродом.

Упомянутые в первой части нашего триптиха, пришли из гораздо более позднего времени. Это случайные находки. Систематических археологических раскопок на месте Чертолья никто не проводил, хотя место древнего брода и торжища вместе с древним поселением может рассказать историкам больше, чем Боровицкий холм. На высоком месте неудобно постоянно жить: каждый день приходилось бы таскать вверх воду для дома, скота и всего хозяйства.

2. Дороги и главные улицы древнего Москова

В предыдущей части, которую мы назвали «Древняя московская мозаика», мы указали место, где располагался город Москов. В конце XI город мог включать в себя какие-то сёла, ставшие городскими концами.

Несомненно, городским концом могло считаться село Боровицы, жителей которого с остальными московитянами связывал общий бор, на котором соборовали их предков. Очевидно, село Чертолье тоже было таким концом, так как потребности купцов и путешествующих притягивало туда ремесленников. Возможно, что именно тогда было выработано московское правило, по которому связанные с огнём ремёсла размещались в Занеглименье. Вероятно, было какое-то поселение у речки Рачки, где били ключи, и была вода, пригодная для людей, скота и для полива. На картах древней Москвы/Москова принято обозначать это место, как Сады. Наконец, стоявшее у брода через реку Пресня село Кудрино, тоже могло быть городским концом, так как всё перечисленное вместе посадом в районе нынешней Красной площади, составляли единый комплекс. Каждая часть выполняла своё назначение, но при этом они были связаны в единое целое. Связи осуществлялись посредством дорог, ставших городскими улицами.

Мы можем выделить две главные улицы-дороги. Одна из них связывала посад с Чертольем и бродом. Другая, начинаясь от Садов, пересекала посад, проходя мимо капища Велеса – на его месте сегодня стоит Храм Василия Блаженного, затем поднималась на Боровицкий холм. Туда, где стояло племенное капище и бор, на котором древние московитяне хоронили своих предков. После сооружения Кремника, на месте этой дороги за превращёнными в крепостной ров оврагами появились ворота. Помимо прежней дороги, появилась ещё одна, сбегающая от ворот наискось по холму к большому городскому колодцу. Сегодня этот источник находится внутри Арсенальной башни Кремля, и до сих пор способен давать много воды. Позднее при строительстве Кремля на той же главной дороге были сооружены Фроловские ворота, впоследствии переименованные в Спасские. А на той дороге, что сбегала наискось по холму была возведена Никольская башня. То, что Арсенальная башня появилась лишь в самой последней версии Кремля, говорит о том, что городские жители продолжали пользоваться колодцем вплоть до конца XV века.

Другая важная дорога выходила из посада и вела к Чертолью. Вероятнее всего, она начиналась от вышеупомянутого большого колодца, и шла в направлении Средней Арсенальной (она же Гранёная) башни, проходя под стеной нынешнего Кремля, а также под Троицкой, Комендантской (известная также под названием Колымажная) и Оружейной башнями. Близ того места, где сейчас стоит Троицкая башня, к реке Неглинке сбегал природный овраг. Так как в самом конце XI века, то есть при князе Мономахе, овраг был значительно углублён и заполнен водой Неглинки, то это потребовало сооружения через него моста. При сооружении Кремля эта часть дороги стала фундаментом его стены, а овраг был засыпан. После Оружейной башни древняя дорога спускалась к Боровицкому мосту. Эта часть уже не была использована строителями Кремля, и поэтому древний спуск до сих пор сохранился. Таким образом, начиная от моста через овраг до моста через р. Неглинку, дорога проходила под крепостными стенами. С этого места, где она заканчивалась, вдоль Москва-реки шла единственная улица села Боровицы, а за мостом через Неглинку уже начиналось село Чертолье. К Боровицкому мосту вёл также спуск с холма. Построенный на Боровицком холме Кремник имел вторые ворота, которые выходили на Боровичкий спуск. Боровицкий мост и Чертольский брод разделяло около 300 метров. Таким образом, крепость на Боровицком холме держала под контролем как Чертолький брод с торжищем, так и важную дорогу до московского посада. Откуда в дальнейшем было проложено много путей в разные города. Именно об этих дорогах мы ведём наш рассказ.

Расстояние между Боровицким мостом и капищем Велеса, если идти по селу Боровицы составляло чуть менее 1 км. Как мы видим, вокруг Боровицкого холма проходила первая московская кольцевая улица-дорога. В селе Боровицы, расположенном под крутым склоном холма, было два больших источника. После строительства Кремника, их водой могли пользоваться его обитатели.

Расстояние между Чертольским бродом и бродом через р. Пресню в селе Кудрино было меньше 3 км. Пресненский брод  находился у входа в нынешний Московский зоопарк. Был ли тогда мост через Неглинку, соединявший посад с Кудрино прямой дорогой, мы не можем сказать. Несомненно то, что такой мост появился сразу вслед за Кремником на Боровицком холме. По этой причине мы скажем о нём в следующей главе.

3. Волоцкая дорога

Из всех старых московских дорог мы выделяем две старейшие: Волоцкую и Стромынскую. Мы не можем определить, которая из двух старше; ниже при приводим свои рассуждения на этот счёт. Для нас важно то, что обе эти дороги возникли до того, как Юрий Владимирович стал князем, получив в свой удел Ростовское княжество, то есть их возможным строителем был его отец – князь Владимир Мономах.

Волоцкая дорога вела в Волок Ламский, бывший тогда владением Великого Новгорода. Основали его тоже новгородцы. Несмотря на то, что крепость на Ламском волоке впервые упомянута под 1135 годом, она очевидно старше, подобно большинству русских городов. В своей статье «Из варяг в греки» мы сказали о том, что этот волок позволил сократить путь между Балтикой и Чёрным морем, проходивший по реке Дон. Появление нового волока можно связать с установлением власти варяга Рюрика на Руси. Варяги, как никто другой из купцов, хорошо знали водную систему Руси, и видели её возможности в извлечении дохода.

Сухопутная дорога от Волока-на-Ламе до Москова был нужен новгородцам хотя бы в качестве зимнего пути. Туда, к Чертольскому броду сходились пучки сухопутных дорог по обеим сторонам Москва-реки. Вряд ли у племени вятичей были средства на строительство своей части дороги с нужными мостами между двумя городами. А вот у князя-Рюриковича такие средства были. У князя Юрия была длинная длань, за что он получил прозвище Долгорукий. Он не преминул бы взять под себя Волок Ламский с его доходами, расположенный в каких-то 80 км от Москова, если бы ни был связан договором с новгородцами. Это сделал уже его сын, князь Андрей Боголюбский.

Мы точно знаем, что князь Долгорукий в 1152 г. основал крепость Звенигород в том месте, где он годом ранее построил мост через реку Москва. В течение достаточно долгого времени из Москова до Звенигорода и Волока-на-Ламе вела одна и та же дорога. За Звенигородом путь вёл в Смоленск. Несмотря на это, дорогу всегда называли Волоцкой. Можно сделать заключение, что в самом начале была построена дорога от Москвы до крепости на Ламском волоке, и уже затем от неё пошло ответвление в западном направлении: на Звенигород и далее на Смоленск.

Несложно определить, что на Волоцкой дороге рубеж между Ростовским и Новгородским княжеством, следовательно, межа между вятичами и кривичами, проходит по реке Истра. Так как древнее поселение здесь возникло на левом, т.е. московском берегу, это говорит о том, что мост через Истру принадлежал князю, и был сооружён его людьми. На западном отрезке Волоцкой дороги мосты не требовались, тогда как на восточном был ещё один мост - через реку Химка. Постройка двух таких мостов соответствовала статусу князя и средствам, которыми располагал Владимир Мономах. Со временем у князя Юрия Долгорукого тоже появились средства на осуществления больших проектов. Но средства на эти цели появились лишь спустя десятилетие после смерти отца, которая последовала в 1125 году.

Волоцкая дорога выходила прямо к Пресненскому броду, то есть к селу Кудрино. Современная улица отражает те далёкие времена, когда Волоцкая дорога только появилась, и была ориентирована на Чертолький брод.

В селе Кудрино Волоцкая дорога разделялась, и одно из двух её продолжений выходило по нынешней Малой Никитской улице к московскому посаду прямо к подножию 2-ой Арсенальной башне современного Кремля. В ту пору Кремля ещё не было, но его башня даёт нам направление на старую Волоцкую дорогу. Это та самая башня, у подножия которой при разбивке Александровского сада в XIX веке архитектор Бове построил свой грот «Руины». Для своей цели он использовал руины её предшественницы, взорванной Наполеоном 1812 г. при отступлении из Москвы. Здесь когда-то был второй мост через р. Неглинку. Поднимаясь вверх наискось по склону Боровицкого холма, дорога вела к воротам Кремника. Так же, как вторая из двух древнейших московских дорог – Стромынка.

4. Стромынская дорога

В первой части, названной «Страницами истории Москвы», мы уделили немного места Стромынской дороге из-за её исключительной важности в развитии Ростовского княжества при князе Владимире Мономахе, пообещав рассказать о ней подробнее. Здесь мы выполняем своё обещание.

Значение Стромынки для князя было огромным. После постройки на Боровицком холме Кремника, закрепившего княжескую власть над важным бродом через реку Москва, ему предстояло соединить их с основной частью Ростовского княжества, создать дорогу через прежде непроходимое Залесье с его густыми лесами и прежде непроходимыми засеками.

Формально Стромынка начиналась от ворот Кремника, спускаясь вниз к московскому посаду. Но по сути, она начиналась от Чертольского брода, проходила под стеной крепости на Боровицком холме, минуя городской источник на месте нынешней Арсенальной башни, и далее шла к церкви Св. Флора и Лавра, которую только успели построить на месте капища Велеса. В XVI веке, после того, как эта церковь сгорит, на её месте воздвигнут Покровский Собор, более известный под именем Храма Василия Блаженного. С этой точки встречи мы можем продолжить свой путь.

Сегодня ул. Ильинка проходит точно по старой Сретенской дороге. Следующая точка это бывшие Троицкие (Ильинские) ворота Китай-города, которые при расширении Москвы воздвигли вместе в Китайгородской стеной. Затем следы старой Сретенки мы обнаруживаем на Краснопрудной, Русаковской и, конечно же, на улице, которая так и называется Стромынка. Эта улица указывает место, где был построен первый мост через р. Яуза. Сейчас здесь стоит Преображенский мост. 

Для того, чтобы проследить весь маршрут старой Стромынской дороги, лучше пользоваться интернет-картой Google или Яндекс, задав в поисковой строке «село Стромынь». От моста через Яузу наш путь идёт вдоль шоссе А103 (Щёлковское шоссе) до самой Черноголовки, пересекая р. Клязьму точно в том месте, где когда-то появился первый мост через эту реку. Спустя какое-то время отсюда по левому берегу Клязьмы пойдёт короткая дорога, связывающая Москов с Владимиром.

Но при князе Мономахе Стромынь ещё шла к селу Стромынь и далее. В те далёкие времена Стромынь была важной вехой на пути от Москова. Поэтому дорога получила название Стромынской. Однако её конечная точка была не здесь. Старая дорога продолжалась. Всякий раз, когда она пересекала речку, на ней появлялся мост. Там, где требовался мост побольше, возникало новое село. Поселение у моста через р. Киржач со временем превратилось в город Киржач, а село у моста через р. Пекша стало городом Кольчугино.

Древняя Стромынская дорога заканчивалась у села Гавриловское, которое прежде называлось Гавриловским посадом. Через это поселение проходила самая старая дорога Ростовского княжества, соединявшая Ростов с Суздалем. Она не дожила до сегодняшнего дня. В ту пору существовала ещё одна дорога: между Ростовом и Ярославлем. Возможно, к тому моменту, когда завершилось строительство Стромынки, город Владимир-на-Клязьме уже был основан и соединён с Суздалем.

Сразу же после смерти отца князь Юрий Владимирович перенёс свою столицу в Суздаль. Спустя какое-то время после этого, Юрий Долгорукий стал возводить много городов и дорог. Так как эти дороги тоже относятся к старым, мы поначалу включили их в своё эссе о старых московских дорогах. Затем, увидев сколь велик объём рассказа о дорогах и плане князя, мы решили выделить им отдельное место. После переработки материала, мы его опять выложим.

5. Дороги, какими они были

Перед тем, как расстаться, нам следует внести некоторую ясность в отношении дороги между Владимиром и Москвой. Бытует заблуждение, связанное с известным летописным событием – крестным ходом с Владимирской иконой Божией Матери, который был совершён в августе 1395 года. После прибытия иконы в Москву, Тимур-лану (по-тюркски слово лан означает хромой), который в это время двигался со своим воинством на город, было видение. В результате чего он отказался от приступа Москвы, и ушёл со своей армией восвояси. Это событие нашло своё отражение в названии улицы Сретенка и Сретенского монастыря, основанного в 1397 г. в ознаменование этого исторического события. Многие считают, что раз икона прибыла в Москву по Троицкой (Переславской) дороге, то она и была путём на Владимир. Это было вызвано тем, что крестный ход из Владимира в Москву проходил не кратчайшей дорогой, а по многим городам и весям Владимирского княжества. Святитель Киприан с людьми нёс Икону в Москву не по Старой Владимирской дороге, которая к тому времени пришла на смену древней Стромынке, а через Юрьев-Польской и Переславль-Залесский.

Помните, при описании Стромынской дороги, мы отметили мост через р. Клязму? Так вот Старая Владимирская дорога появилась за этим мостом несколько позднее, и потому вносит путаницу. Начинаясь во Владимире, новая дорога проходила по левому берегу, спрямляя её изгибы. В тех местах, где дорога примыкала к берегу Клязьмы, появились древние поселения: Петушки, Старые Омутищи, Городищи, Ногинск, Богородское (вошло в состав г. Щёлково), Образцово. Как мы видим, лишь часть из них сохранила своё название поныне. Отсюда, моста через р. Клязьму Старая Владимирская дорога или просто Владимирка, поворачивала на Москву, становясь при этом Стромынкой. Такой путь между Москвой и Владимиром был короче первоначального, чем по древней Стромынке, через Суздаль.

В дальнейшем строительство Яузского моста в Москве в 1805 году, а также моста через р. Клязьму в Богородске (ныне г. Ногинск), ещё больше сократило путь между Москвой и Владимиром. Новый путь, сегодня ставший частью шоссе М7, стал называться Большой Владимирской дорогой. На неё перешло традиционное название Владимирка. Ну а прежний путь стал именоваться Старой Владимирской дорогой.

Помимо этого, Московская дорога, если называть её по-владимирски, продолжала идти вдоль левого берега Клязьмы до следующего моста через эту реку, что напротив Тарасовки. Этот мост принадлежал Переславской (Троицкой) дороге. Свернув на эту дорогу в сторону Москвы, можно было добраться до Сретенского монастыря.

Заключение

Как видите, сегодня есть причины путаться в древних московских дорогах. Надеемся, мы сумели помочь развеять некоторые заблуждения. В своём повествовании о дорогах Юрия Долгорукого мы продолжим свои разъяснения.

Вопрос о том, которая из двух древнейших московских дорог, построенных при князе Мономахе старше: Волоцкая или Стромынская, нам не кажется столь уж важным. Стромынка была необходима Ростовскому княжеству, тогда как Волоцкая дорога скорее была нужна Новгороду. Владимир Мономах от неё тоже выиграл.

Алексей Борисович Смирнов

исследователь и искатель истины
опубликовано 11 февраля 2016 года
последнее дополнение 12 августа 2019 года
Метки: Арсания, Сергий Радонежский, Алексей Борисович Смирнов, Владимир Мономах, Юрий Долгорукий, Кремник, Москов, Чертольский брод, Волоцкая дорога, Троицкая (Переславская) дорога, Стромынка, Волок на Ламе, Дмитровка, Кснятин, посёлок Дубровицы, Боровицы, Боровицкого холма, Тверской мост, Волоцкий мост, Боровицкий мост, Арсания, московитяне, Юрьев-Польской
© Авторский сайт Алексея Борисовича Смирнова, 2019, novoruss.ru@gmail.com
 
Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте www.novoruss.ru, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат автору интернет сайта Алексею Смирнову, и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.