посвящается  преподобному

Сергию Радонежскому

Древние московские дороги

сайт

Алексея  Смирнова

На сегодняшний день папка «Разное» включает следующие разделы:

Древние московские дороги

Заключительная часть исторического триптиха

Предисловие

Вот мы подошли к заключительной части нашего исторического триптиха. В начале нашего эссе, когда мы приступали к первым страницами своего повествования об истории Москвы, мы обещали рассказать о древнейших московских дорогах. Здесь мы выполняем своё обещание.

У нас собралось немало материала о путях, соединявших в XII веке Москов с другими городами Ростовско-Суздальского княжества, а также всей Руси. Попав в руки Рюриковичей, Залесье стало покрываться дорогами. Мы систематизировали этот материал для того, чтобы стал понятен план, по которому они строились. Из-за бытующих на этот счёт заблуждений, наличия ошибочных схем и представлений нам приходится на них указывать. Просим вас внимательно отнестись к изложенному, и сообщить нам о возможных ошибках.

Самое главное из того, что вы получите при чтении – это то, что предложенный материал является почвой для дальнейшего изучения далёкой от нас эпохи. Данная работа может помочь как научному, так и любительскому исследованию страниц древней истории.
 
*  *  *  *  *  *   *  *  *
 
1. Брод через Москва-реку

В заключении к эссе «Страницы истории Москвы» мы отметили, что основным фактором, превратившим Москву в великий город, стал Чертольский брод. Решение о постройке крепости на вершине холма, которая впоследствии превратилась в Кремль, было принято князем Владимиром Мономахом, который очевидно понимал стратегическое значение единственного брода на реке Москва. Именно Брод в последующем превратил скромный Кремник в Кремль. Возросшая роль города привела к сооружению Москворецкого моста, а затем и Всехсвятского моста рядом с историческим бродом. Если в политике термин Кремль, означает государственную власть, то слово Брод эзотерически означает Русь, Россию.

Возникновение поселения у брода не является чем-то исключительным в истории. В древние времена преимущества брода были гораздо очевиднее для современников, чем это видится из нашего времени. Так, брод не только даёт возможность переходить реку пешему или конному по дну, он, вдобавок, позволяет перевозить сразу много грузов и людей на плоту с использованием шеста вместо вёсел. Плот можно также буксировать при помощи каната. Поэтому если поблизости нет других подобных мест на реке, то такой брод обычно превращается в переправу. Существование переправы ведёт, выражаясь современным языком, к созданию определённо инфраструктуры по обе стороны реки. Это включает в себя наличие мест для ночлега, столования, складирования, хранения, а также наличие нужных ремесленников, обслуги и ратников. Налаженная переправа становится круглогодичной даже на Руси, так как в зимнее время грузы могут доставляться по льду.

На противоположной от села Чертолье стороне Москва-реки не было поселений из-за того, что место это было болотистым. Вот почему село на левом берегу стало ключевым. Обводный канал в Замоскворечье был прорыт в XIX в. на месте старицы реки Москва. Выкопанную землю укладывали на образовавшийся в результате этих работ остров Балчуг. От исчезнувших болот здесь остались названия Болотных улицы и набережной. Канал позволил устранить последствия временами катастрофических весенних паводков. На сегодняшнем русле реки Москва осталось место, некогда бывшее сушей. По этой причине образовался брод на этой довольно широкой и временами полноводной реке. Во время сильных засух, что случалось весьма редко, брод обнажался.

На территории сильно разросшейся Москвы найдены остатки нескольких весьма древних поселений совершенно разных людей. Среди них есть относящиеся к Фатьяновской культуре, которая является частью огромной Культуры шнуровой керамики и боевых топоров. Это культура наших предков. На Боровицком холме нашли следы укрепления из предшествующей им эпохи. Это говорит о том, что бродом также пользовались люди периода неолита.

Упомянутые в первой части нашего триптиха монеты, пришли из гораздо более позднего времени. Это случайные находки. Систематических археологических раскопок на месте Чертолья никто не проводил, хотя место древнего брода и торжища вместе с древним поселением может рассказать историкам больше, чем Боровицкий холм. На высоком месте ведь неудобно жить постоянно: каждый день приходилось бы таскать вверх воду для дома, скота и всего хозяйства. Далеко не каждый может себе позволить иметь столько обслуги.


2. Дороги и главные улицы древнего Москова

В предыдущей части, которую мы назвали «Древняя московская мозаика», мы указали место, где располагался город Москов. В конце XI город мог включать в себя какие-то сёла, ставшие городскими концами.

Несомненно, городским концом могло считаться село Боровицы, жителей которого с остальными московитянами связывал общий бор, на котором соборовали их предков. Очевидно, село Чертолье тоже было таким концом, так как потребности купцов и путешествующих притягивало туда ремесленников. Возможно, что именно тогда было выработано московское правило, по которому связанные с огнём ремёсла размещались в Занеглименье. Вероятно, было какое-то поселение у речки Рачки, где били ключи, и была вода, пригодная для людей, скота и для полива. На картах древней Москвы/Москова принято обозначать это место, как Сады. Наконец, стоявшее у брода через реку Пресня село Кудрино, тоже могло быть городским концом, так как всё перечисленное вместе посадом в районе нынешней Красной площади, составляли единый комплекс. Каждая часть выполняла своё назначение, но при этом они были связаны в единое целое. Связи осуществлялись посредством дорог, ставших городскими улицами.

Можно выделить две главные улицы-дороги. Одна из них связывала посад с Чертольем и бродом. Другая, начинаясь от Садов, пересекала посад, проходя мимо капища Велеса – на его месте сегодня стоит Храм Василия Блаженного, затем поднималась на Боровицкий холм. Туда, где стояло племенное капище и бор, на котором древние московитяне хоронили своих предков. После сооружения Кремника, на месте этой дороги за превращёнными в крепостной ров оврагами появились ворота. Помимо прежней дороги, появилась ещё одна, сбегающая от ворот наискось по холму к большому городскому колодцу. Сегодня этот источник находится внутри Арсенальной башни Кремля, и до сих пор способен давать много воды. Позднее при строительстве Кремля на той же главной дороге была сооружена Фроловская стрельница, впоследствии переименованные в Спасские ворота. На нижнем конце сбегавшей наискось по холму дороги была возведена Никольская башня. Угловая Арсенальная башня появилась только в последнем, то есть сегодняшнем Кремле из красного кирпича. Это говорит о том, что городские жители продолжали пользоваться общественным колодцем вплоть до конца XV века. Изгиб в начале нынешней Тверской улицы подсказывает москвоведам, что путь на Тверь когда-то начинался от того же самого источника, и первый Тверской мост через р. Неглинку располагался метров на 40 ниже найденных опор самого последнего из мостов.

Другая важная дорога выходила из посада и вела к Чертолью. Вероятнее всего, она начиналась от упомянутого большого колодца, и шла в направлении сегодняшней Средней Арсенальной (она же Гранёная) башни, проходя под стеной нынешнего Кремля, а также под Троицкой, Комендантской (известная также под названием Колымажная) и Оружейной башнями. Близ того места, где сейчас стоит Троицкая башня, к реке Неглинке сбегал природный овраг. Так как в самом конце XI века, то есть при князе Мономахе, овраг был значительно углублён и заполнен водой Неглинки, то нужен был мост через бывший овраг. При сооружении Кремля эта часть дороги также использовалась в качестве фундамента кремлёвской, а овраг был засыпан. После Оружейной башни древняя дорога спускалась к Боровицкому мосту. Эта часть впоследствии не была использована строителями Кремля, и поэтому древний спуск до сих пор сохранился. Таким образом, начиная от моста через овраг до моста через р. Неглинку, дорога проходила под стенами древнего Кремника. Это место было самым подходящим для взимания мыта. По нашему мнению причиной конфликта между князем и городской властью в лице в боярина Кучки могли быть подати, собираемые людьми Юрия Долгорукого. Московитянам могли не понравиться поборы, установленные князем на товары, идущие на Москов или из Москова. Но могло быть и так, что князь присвоил себе право взимать мыто с брода, прежде принадлежавшее Кучке.

Построенный на Боровицком холме Кремник имел вторые ворота, которые выходили на Боровицкий спуск. С этого же места вдоль Москвы-реки шла единственная улица села Боровицы, а сразу за мостом через Неглинку уже начиналось село Чертолье. Боровицкий мост и Чертольский брод разделяло всего 300 метров. Таким образом, крепость на Боровицком холме держала под контролем как Чертолький брод с торжищем, так и важную дорогу до московского посада. В дальнейшем было проложено много путей в разные города, исторически все они сходились к броду. Именно об этих дорогах мы поведём наш рассказ.

Расстояние между Боровицким мостом и капищем Велеса, если двигаться по селу Боровицы, т.е. вдоль берега р. Москва, было менее 1 км. Как видим, ещё тогда вокруг Боровицкого холма сложилась первая московская кольцевая дорога. В селе Боровицы, расположенном под крутым склоном холма, было два больших источника. Их водой пользовались жители Боровиц и, позднее, обитатели Кремника.

Расстояние между Чертольским бродом и другим бродом через р. Пресню в селе Кудрино составляло менее 3 км. Пресненский брод  находился у входа в нынешний Московский зоопарк. Которые из мостов через Неглинку существовали до покорения вятичей, мы точно сказать не можем. Полагаем, что на месте Боровицкого мог быть мост, которым пользовались местные жители для посещения торжища и села Кудрино. Если такого моста не было, то он, несомненно, появился вместе с Кремником на Боровицком холме.

3. Волоцкая дорога

Из всех старых московских дорог мы выделяем две старейшие: Волоцкую и Стромынскую. Мы не можем определить, которая из двух старше; ниже при приводим свои рассуждения на этот счёт. Для нас важно то, что обе эти дороги возникли до того, как Юрий Владимирович стал князем, получив в свой удел Ростовское княжество, то есть их возможным строителем был его отец – князь Владимир Мономах.

Волоцкая дорога вела в Волок Ламский, бывший тогда владением Великого Новгорода. Основали его тоже новгородцы. Несмотря на то, что крепость на Ламском волоке впервые упомянута под 1135 годом, она очевидно старше, подобно большинству русских городов. В своей статье «Из варяг в греки» мы сказали о том, что этот волок позволил сократить путь между Балтикой и Чёрным морем, проходивший по реке Дон. Появление нового волока можно связать с установлением власти варяга Рюрика на Руси. Варяги, как никто другой из купцов, хорошо знали водную систему Руси, и видели её возможности в извлечении дохода.

Сухопутная дорога от Волока-на-Ламе до Москова был нужен новгородцам хотя бы в качестве зимнего пути. Туда, к Чертольскому броду сходились пучки сухопутных дорог по обеим сторонам Москва-реки. Вряд ли у племени вятичей были средства на строительство своей части дороги с нужными мостами между двумя городами. А вот у князя-Рюриковича такие средства были. У князя Юрия была длинная длань, за что он получил прозвище Долгорукий. Он не преминул бы взять под себя Волок Ламский с его доходами, расположенный в каких-то 80 км от Москова, если бы ни был связан договором с новгородцами. Это сделал уже его сын, князь Андрей Боголюбский.

Мы точно знаем, что князь Долгорукий в 1152 г. основал крепость Звенигород в том месте, где он годом ранее построил мост через реку Москва. В течение достаточно долгого времени из Москова до Звенигорода и Волока-на-Ламе вела одна и та же дорога. За Звенигородом путь вёл в Смоленск. Несмотря на это, дорогу всегда называли Волоцкой. Можно прийти к заключению, что поначалу была построена дорога от Москвы до крепости на Ламском волоке, и уже затем от неё пошло ответвление в западном направлении: на Звенигород и далее на Смоленск.

Несложно определить, что на Волоцкой дороге рубеж между Ростовским и Новгородским княжеством, следовательно, межа между вятичами и кривичами, проходит по реке Истра. Так как древнее поселение здесь возникло на левом, т.е.
московском берегу, это говорит о том, что мост через Истру принадлежал князю, и был сооружён его людьми. На западном отрезке Волоцкой дороги мосты не требовались, тогда как на восточном был ещё один мост - через реку Химка. Новгородцы не могли строить мосты на чужой земле, а вятичам-московитянам они были не по средствам. Постройка двух таких мостов соответствовала статусу князя и деньгам, которыми располагал Владимир Мономах. Со временем у князя Юрия Долгорукого тоже появились средства на осуществления больших проектов. Но потекли лишь спустя десятилетие после смерти отца, которая последовала в 1125 году.

Волоцкая дорога выходила прямо к Пресненскому броду, то есть к селу Кудрино. Нынешняя Поварская улица вероятно отражает Волоцкий путь в те далёкие времена, когда он только появился, и был ориентирован на село Чертолье, ставшее Всехсвятским.

Какое-то время спустя Волоцкая дорога изменила свой маршрут. Старый путь на Всехсвятское остался, но основная дорога уже проходила к московскому посаду по   нынешней Малой Никитской улице. В этом месте был построен второй по счёту мост через Неглинку, он был назван Волоцким. Так как в первых вариантах Кремля не было угловой Арсенальной башни, то вероятно предшественница нынешней 2-ой Арсенальной башни имела ворота. При разбивке Александровского сада в XIX веке архитектор Бове построил здесь свой грот «Руины». Для своей цели он использовал руины её предшественницы, взорванной Наполеоном 1812 г. при отступлении из Москвы.

В те времена, когда ещё не было Кремля, Волоцкая дорога поднималась вверх наискось по склону Боровицкого холма к единственным на этой стороне воротам Кремника. От этих же ворот прямо вниз сбегала вторая из двух древнейших московских дорог – Стромынка.


4. Стромынская дорога

В первой части, названной «Страницами истории Москвы», мы уделили немного места Стромынской дороге из-за её исключительной важности в развитии Ростовского княжества при князе Владимире Мономахе, пообещав рассказать о ней подробнее. Здесь мы выполняем своё обещание.

Значение дороги, связавшей основную часть Ростовского княжества с бродом через реку Москва, было огромным для князя. В те времена, когда он покорил Залесских вятичей, резиденцией князя Владимира Всеволодовича Мономаха был Чернигов (чуть позднее он сел в родном Переяславле). Стромынская дорога прошла сквозь оборудованные засеками непроходимые леса, закрепив княжескую власть над прежде независимыми племенами русичей и мерян.

Так как укрепление на Боровицком холме было построено в самом конце XI века, то это указывает на то, что дорога строилась со стороны Ростова. Об этом говорят раскопки в селе Городище, где во времена Мономаха появился город Мстиславль. Видимо, это произошло вслед за покорением вятичей, т.е. в 80-х годах XI в. То, что стены Мстиславля был возведены на насыпных валах, буквально в чистом поле, говорит о том, что к его основанию причастен сам князь, а также то, что именно это место было для него важным. На пути из Ростова Великого к Мстиславлю будущая Стромынская дорога проходила через город Мирславль (ныне село), где уже стоял мост через р. Нерль. Всякий раз, когда дорога пересекала заметную речку по мосту, там возникало селение. Со временем часть таких селений стали городами. Один из таких городов - Киржач.

Определив назначение Мирславля в качестве дорожного узла, понимаем, что к нему также выходила также дорога от Суздаля. Близ современного Гаврилова Посада на дороге в Суздаль есть сельцо под названием Городищи. Нам не известно название крепости, стоявшей в древности на месте этого села. Но очевидно, что она сторожила древнюю дорогу из Ростова Великого в Суздаль. Подобно Стромынке (дороге Ростов Москов) путь этот также проходил через Мирславль. Из трёх углов этого древнего треугольника: с. Городище (Мстиславль), с. Мирславль, с. Городищи, - археологи поработали только в одном.

Позднее князь Юрий Долгорукий посчитал холм у моста через Колокшу удобным для крепости, которой можно было дать своё имя – Юрьев-Польской. Новая крепость была построена в 11 км к югу от Мстиславля. С появлением этого важного города Стромынка должна была изменить свой маршрут. Наверняка это потребовало строительства нового моста через р. Пекшу. Полагаем, что Кольчугино появилось вслед за Юрьвом-Польским.

Видимо село Стромынь, до сих пор стоящее на берегу речки Дубёнки, в те времена имело большое значение, если оно дало своё имя Стромынской дороге. К моменту окончания строительства Стромынки, на Боровицком холме был поставлен Кремник предшественник Московского Кремля. Глядя со стороны Москова, Стромынская дорога формально выходила от ворот Кремника, спускаясь вниз к московскому посаду. По сути же, она исторически начиналась от Чертольского брода, затем шла через Боровицкий мост, проходила под стеной крепости на Боровицком холме. Затем минуя городской источник на месте нынешней Арсенальной башни, она вела по московской улице, прозванной Великой, к капищу Велеса, стоявшему на невысоком холме.  На месте капища, видимо одновременно с Кремником, возвели деревянную церковь Св. Флора и Лавра. Уже в XVI веке, после того, как Фроловская церковь в очередной раз сгорит, на её месте сначала построят Знаменскую церковь, а затем каменный Покровский Собор. Сегодня этот собор известен всему миру под именем Храма Василия Блаженного. С этой точки встречи мы можем продолжить свой путь.

Сегодня, как и в далёком прошлом, ул. Ильинка проходит точно по старой Сретенской дороге. Следующая точка на ней – это бывшие Троицкие (Ильинские) ворота Китай-города, которые при расширении Москвы воздвигли вместе в Китайгородской стеной. Затем следы старой Сретенки мы обнаруживаем на Краснопрудной, Русаковской и, конечно же, на улице, которая так и называется – Стромынка. Эта улица указывает место, где был построен первый мост через р. Яуза. Сейчас здесь стоит Преображенский мост.

Для того, чтобы проследить весь маршрут старой Стромынской дороги, лучше пользоваться интернет-картой Google или Яндекс, задав в поисковой строке «село Стромынь». От моста через Яузу наш путь идёт вдоль шоссе А103 (Щёлковское шоссе) до самой Черноголовки, пересекая р. Клязьму точно в том месте, где когда-то появился первый мост через эту реку. Спустя какое-то время отсюда по левому берегу Клязьмы пойдёт короткая дорога, связывающая Москов с Владимиром.

Вероятнее всего, Стромынская дорога на всём своём протяжении была закончена до того, как был основан Владимир-на-Клязьме. Очевидно, перед тем, как его построить, продолжили дорогу от Суздаля. С переносом столицы княжества во Владимир, и его дальнейшим ростом, возникла необходимость постройки более короткой дороги до Москова, который к тому времени превратился в узел дорог.

Поначалу мы включили в своё эссе о старых московских дорогах те, что были построены при князе Юрии Долгоруком. Но увидев, насколько велик объём материала, мы решили выделить его дорогам отдельное место. После переработки материала, мы его опять выложим в новой статье.

5. Дороги, какими они были

Перед тем, как расстаться, нам следует внести некоторую ясность в отношении дороги между Владимиром и Москвой. Бытует заблуждение, связанное с известным летописным событием – крестным ходом с Владимирской иконой Божией Матери, который был совершён в августе 1395 года. После прибытия иконы в Москву, Тимур-лану (по-тюркски слово лан означает хромой), который в это время двигался со своим воинством на город, было видение. В результате чего он отказался от приступа Москвы, и ушёл со своей армией восвояси. Это событие нашло своё отражение в названии улицы Сретенка и Сретенского монастыря, основанного в 1397 г. в ознаменование этого исторического события. Многие считают, что раз икона прибыла в Москву по Троицкой (Переславской) дороге, то она и была путём на Владимир. Это было вызвано тем, что крестный ход из Владимира в Москву проходил не кратчайшей дорогой, а по многим городам и весям Владимирского княжества. Святитель Киприан с людьми нёс Икону в Москву не по Старой Владимирской дороге, которая к тому времени пришла на смену древней Стромынке, а через Юрьев-Польской и Переславль-Залесский.

Помните, при описании Стромынской дороги, мы отметили мост через р. Клязму? Так вот Старая Владимирская дорога появилась за этим мостом несколько позднее, и потому вносит путаницу. Начинаясь во Владимире, новая дорога проходила по левому берегу, спрямляя её изгибы. В тех местах, где дорога примыкала к берегу Клязьмы, появились древние поселения: Петушки, Старые Омутищи, Городищи, Ногинск, Богородское (вошло в состав г. Щёлково), Образцово. Как мы видим, лишь часть из них сохранила своё название поныне. Отсюда, моста через р. Клязьму Старая Владимирская дорога или просто Владимирка, поворачивала на Москву, становясь при этом Стромынкой. Такой путь между Москвой и Владимиром был короче первоначального, чем по древней Стромынке, через Суздаль.

В дальнейшем строительство Яузского моста в Москве в 1805 году, а также моста через р. Клязьму в Богородске (ныне г. Ногинск), ещё больше сократило путь между Москвой и Владимиром. Новый путь, сегодня ставший частью шоссе М7, стал называться Большой Владимирской дорогой. На неё перешло традиционное название Владимирка. Ну а прежний путь стал именоваться Старой Владимирской дорогой.

Помимо этого, Московская дорога, если называть её по-владимирски, продолжала идти вдоль левого берега Клязьмы до следующего моста через эту реку, что напротив Тарасовки. Этот мост принадлежал Переславской (Троицкой) дороге. Свернув на эту дорогу в сторону Москвы, можно было добраться до Сретенского монастыря.

Заключение

Как видите, сегодня есть причины путаться в древних московских дорогах. Надеемся, мы сумели помочь развеять некоторые заблуждения. В своём повествовании о дорогах Юрия Долгорукого мы продолжим свои разъяснения.

Вопрос о том, которая из двух древнейших московских дорог, построенных при князе Мономахе старше: Волоцкая или Стромынская, нам не кажется столь уж важным. Если Стромынка была необходима Ростовскому княжеству и князю Владимиру Мономаху, то Волоцкая дорога была в первую очередь нужна Новгороду. Но Мономаху она была тоже полезна в деле превращения Москова в важный транспортный узел.

Алексей Борисович Смирнов

исследователь и искатель истины
опубликовано 11 февраля 2016 года
последнее дополнение 18 декабря 2021 года
Метки: Арсания, Сергий Радонежский, Алексей Борисович Смирнов, Владимир Мономах, Юрий Долгорукий, Кремник, Москов, Чертольский брод, Волоцкая дорога, Троицкая (Переславская) дорога, Стромынка, Волок на Ламе, Дмитровка, Кснятин, посёлок Дубровицы, Боровицы, Боровицкого холма, Тверской мост, Волоцкий мост, Боровицкий мост, Арсания, московитяне, Юрьев-Польской
© Авторский сайт Алексея Борисовича Смирнова, 2022, novoruss.ru@gmail.com
 
Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте www.novoruss.ru, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат автору интернет сайта Алексею Смирнову, и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.