посвящается  преподобному

Сергию Радонежскому

Из варяг в греки

сайт

Алексея  Смирнова

На сегодняшний день папка «Разное» включает следующие разделы:

Из варяг в греки

Вступление

На фоне официально принятой версии, по которой водный путь, соединявший Балтийское и Чёрное моря, проходил по Днепру, всё чаще слышны возражения исследователей нашей истории.


Основной аргумент оппонентов официальной истории заключается в наличии в древние времена днепровских порогов, которые являлись серьёзным препятствием для нагруженных товарами судов с большой осадкой. Трудности торговцев усугублялись отсутствием надёжной охраны в низовьях Днепра.

В своей статье мы не ограничиваемся изложением аргументов обеих сторон этой дискуссии, но даём также описание древнего торгового пути между Балтийским и Чёрным морями, который существовал в действительности.

 



1. Днепровские пороги
Пороги на реке Днепр существовали вплоть до XX века. Общая длина порожистой части реки Днепр составляла почти 80 км. У Константина VII Багрянородного (905-952) перечислены названия 7, видимо самых трудных и опасных, порогов. В конце XVI в. Путешественник Э. Л. фон Штеблау (нем. Erich Lassota von Steblau) насчитывает 13 порогов. В XVIII веке, о котором имеются более точные сведения, отмечали 9 порогов плюс множество каменистых отмелей. В то же время даже на небольшие речные лодки могли проходить днепровские пороги только в период весеннего половодья. Мы полагаем, что не стоит зацикливаться на этих цифрах, так как год на год не приходился, да и суда у всех были разными. Препятствие, которое кажется трудным для большой нагруженной лодки, могла легко преодолеть чайка запорожцев.

Из хроник мы знаем о том, что княжеские рати Олега, Игоря и Святослава проходили Днепровские пороги на небольших ладьях. Этому способствовало наличие большого количества крепких мужских рук. То, что летописец выделяет этот факт, скорее говорит о необычности такого события.

Пороги на Днепре просуществовали вплоть до 1926 г., когда была близ г. Запорожье была возведена плотина Днепрогэс. С момента заполнения водохранилища началось сквозная навигация по Днепру, которая прерывалась лишь после двух подрывов Днепрогэса в годы войны.

Очевидно, что кто-то возил посуху вдоль Днепровских порогов свои грузы, либо волок через них небольшие лодки. Вопрос заключается в том, сколь велик был торговый путь вдоль Днепра. Из тех же летописей мы узнаём о том, что временами случались столь сильные засухи, что ниже порогов река полностью пересыхала. Большой торговый путь отличает обустройство. Инфраструктура, возникающая вдоль торгового пути, обеспечивает торговый путь и отражает объём товарооборота. Если торговый путь непостоянный, то откуда взяться инфраструктуре, призванной его обслуживать? В связи с этим нам следует обратить внимание на то, что находилось вдоль Днепровского пути.

2. Где же древние поселения в низовьях Днепра?
 
Обращает на себя внимание то, что во времена Руси последним крупным поселением, если вести отсчёт вниз по течению реки, был Переславль; ныне переименованный в Переславль-Хмельницкий. Он был основан X в. великим князем Владимиром Святославичем. Только в 1776 г. ещё ниже, близ начала порогов был основан Екатеринослав. Этот город был не раз переименован; последним его названием стало Днепр. Правда, была ещё крепость Кодак, построенная поляками в 1635 г. у верхнего порога. Её не раз брали штурмом, и окончательно разрушили уже в 1711 г.

Видимо осознав, что версия пути из варяг в греки по Днепру рушится, украинские истории «изобрели» древнюю русскую крепость в устье Днепра.  Назвали её Олешье, отнеся к её владениям небольшую прилегающую территорию, а также период существования XI – XIII век. Полагают, что на месте Олешья сейчас стоит городок Цюрупинск, который до своего переименования назывался Алёшки. Правда, проверенных исторических документов на этот счёт не приводится. Нет также никаких результатов археологических раскопок. Но самое главное этот, что если бы по Днепру действительно проходил большой торговый путь, то вход в реку со стороны Чёрного моря постоянно кто-нибудь сторожил. Ниже мы увидим это на примере настоящего пути между морями Балтийским и Чёрным. 

Нужно сказать, что неподалёку от устья Днепра когда-то долгое время стоял огромный по античным временам греческий город-колония Ольвия. Но он располагался в устье Южного Буга на правом, западном берегу. Хотя Днепровско-Бугский лиман составляют единое целое, но такое расположение Ольвии скорее указывает на отсутствие интереса к торговле по Днепру. Гораздо позднее на месте нынешнего Очакова, то есть, на самом выходе из лимана в XIV веке была построена Генуэзская крепость. Затем неоднократно менялось её название и хозяева, но крепость имела лишь военное значение.

3. Настоящий торговый путь проходил по Дону
 
В отличие от низовий Днепра, неподалёку от места впадения Дона в Азовское море в античные времена долгое время жил греческий город-колония Танаис, раскопки которого продолжаются археологами в течение долгих десятилетий. По сведениям археологов, Танаис просуществовал до V века н.э. и со всей очевидностью был ориентирован на торговлю, шедшую по Дону.

Близ нынешнего хутора Крымский Ростовской области, на берегу речки Сухой Донец обнаружено очень старое городище. Жизнь в том поселении началась ещё в неолитический период. Позднее, с появлением каганата, оно было превращено в хазарскую крепость. Сухой Донец является старицей Дона, и по этой причине в какой-то момент поселение очутилось чуть в стороне от основного маршрута. Но сам факт его существования говорит о том, что Донским торговым путём пользовались с незапамятных времён.

Изменение главного русла Дона вынудило хазар построить в середине VIII века новую крепость, остатки которой сегодняшние археологи называют Карамышевским городищем. Видимо, это укрепление по какой-то причине не удовлетворяло хазар, так как спустя столетие они, с помощью византийских инженеров, возвели неподалёку мощную крепость Шаркил больше известную под греческим именем Саркел. Ещё до Шаркила хазары построили сильную крепость на Нижнем Дону, на острове близ впадения левого притока, реки Сал.  Сейчас здесь расположен город Семикаракорск. Если к перечисленным укреплённым городам добавить ещё Маяцкое городище, где когда-то находилась одна из ставок каганов, но становится ясным, что низовья Дона имели большое значение для каганата.

В середине X века русские дружины князя Святослав Игоревич неоднократно побеждали в битвах с хазарами. В результате в 965 г. пала и стала русской ключевая хазарская крепость Шаркил. Смысл её названия сохранился: по-русски она стала именоваться Белая Вежа, что означало белая башня. Обрушением Хазарского каганата воспользовались подвластные им народы и соседние правители. Один из внуков Святослава, князь Мстислав Владимирович по прозвищу Удалой (ок. 983 – 1036), основал на Таманском полуострове Тмутараканское княжество. Очевидно, что отправным пунктом для его дружины была Белая Вежа. Несмотря на половецкие кочевья вокруг, Русь долгое время владела крепостью. Лишь в 1117 г. половцам удалось разорить Белую Вежу.

Несмотря на свой успех, половцам не удалось встать на торговом пути в низовьях Дона. О том, что, а вернее кто, помешал им, мы расскажем в послесловии, чтобы не уходить от темы это повествования. Половцы построили свою столицу почти на 100 км выше. Именно к этому городу рвался новгород-северский князь Игорь Святославич. Половецкая столица вместе с крепостью располагалась на берегу Дона у впадения реки Каялы, о которой говорится в Слове о полку Игореве. Сегодня эта река называется Чир. Её устье находится в северной части Цимлянского водохранилища. Трудно представить более весомые доказательства существования в стародавние времена торгового пути по Дону, чем перечисленные здесь крепости.

4. Прежде древний торговый путь по Дону не был тайной
 
Выше мы убедились, что путь по реке Дон был, и существовал, по-видимому, весьма долго. Этим путём также пользовались те, кто передвигался по суше между низовьями Волги и Дона. О таком караванном пути известно из записей путешественников.

Что касается пути из варяг в греки, то его совсем нетрудно обнаружить даже в наши дни. Поднявшись вверх по Дону до его истока, обнаруживаем, что река берёт своё начало в заболоченном месте, откуда также начинается речка Шат. Когда-то в летописях это место называлось озеро Иванъ, что подтверждает название сохранившегося до сих пор села Иван-озеро. Дон течёт на юг, а уходящая в северном направлении река Шат довольно быстро сливается с Упой.  В центральной России такое название встречается неоднократно - в современных балтских языках слово упа до сих пор означает река. Затем Упа вливается в полноводную Оку, которая впадает в Волгу. В этом месте стоит древний Нижний Новгород.

Как мы видим, между Балтийским и Чёрным морями существовала довольно простая водная дорога. Она альтернативна заявленному в официальной истории днепровскому пути, и имеет преимущества перед ним. Река Дон, от своего истока до впадения в Азовское море составляет основную часть древнего маршрута. Во времена, когда в верхнем течении Дон и Шат проходили сквозь ещё нетронутые леса, он был полноводным даже близ своего устья. Этим путём вполне могли идти даже ладьи торговцев, не говоря о стругах. Сегодня вы можете подняться на лодке только до южной границы Тульской области. Остальные пару десятков километров до города Новомосковска вам пришлось бы тащить свою лодку по ручью, каковым является Дон близ своего истока.

Озеро Иван не сохранилось до наших дней. Вместо него создано Шатское водохранилище, размером побольше и, соответственно, глубже прежнего озера. Об этом говорит затопленная старая часть села Иван-озера. В 1702-1707 годах по приказу энергичного царя Петра I здесь был прокопан,  так называемый, Ивановский канал, который по мысли царя должен был соединить Балтику с Чёрным морем. Однако Ивановским каналом почти не пользовались. Причина заключалась в том, что уже пробившись к Азовскому морю, Россия в то время не имела выхода к морю Чёрному.

Можно с уверенностью сказать, что древний путь по Дону прекратился с падением Константинополя в 1453 году. После этого османам понадобилось какое-то время для того, чтобы установить своё господство на Чёрном море. В 1475 году, с целью помешать торговле по Дону турки возвели в устье реки мощную по тем временам крепость Азак, перекрывавшую чужим судам выход в Азовское море вплоть до самого конца XVII века. После её потери турки немедленно приступили к возведению крепости Еникале в Керченском проливе, которая с 1706 г. препятствовала выходу русского флота в Чёрное море. Только в 1771 г. Россия взяла эту крепость вместе с Крымом.

5. Волоки древней Руси

На берегу Шатского водохранилища, там, где в него впадает речка Корничка, археологами было обследовано городище XII – XIV веков. Возможно, что именно там какое-то время брали мыто за транспортировку ладей между реками Дон и Шат. Из-за наличия канала сейчас уже трудно сказать, каким образом шла транспортировка. Остатки канала Петровских времён не позволяют определить то, каким способом проводись здесь суда. Обращает внимание то, что в названии места не было топонима волок.

Следует отметить, что на Руси, как нигде в Евразии, реки долгое время служили главными дорогами. Огромная речная сеть привела к появлению большого количества волоков. К числу важнейших волоков относились:
     -
Смоленский (между Зап. Двиной и Днепром);
     - Нижний (между Волгой и Днепром);
     -
Двинский (между Зап. Двиной и оз. Ильмень);
     -
Славенский (между Сев. Двиной и Волгой);
     -
Волок Ламский (между Волгой и Окой).

Принадлежавший новгородцам волок между речками Лама и Волошня  с какого-то момента имел при себе крепость, что говорит о его значимости. Важность Волоколамска (Волока-на-Ламе) связана с тем, что этот волок позволял сократить путь от Новгорода до верховьев Дона. То есть, через него пролегал кратчайший маршрут пути из варяг в греки. Особенно удобно было пользоваться Волоком Ламским тому, кто шёл из Чёрного (Азовского) моря в сторону Балтики, так как путь вверх по рекам Москва, Руза и Волошня был заметно короче Волжского маршрута.

Главный волок назывался Новгородским. Он соединял реки Мста и Тверца, то есть, озеро Ильмень с Волгой. Он также назывался Вышним или Верхним волоком. В наименованиях большинства волоков прослеживается некая центральная точка. Такой точкой является Новгород; если официально, то Господин Великий Новгород. В названиях волоков, очевидно данных новгородцами, лежит ответ на вопрос, который из городов был главным на Руси. Старая Ладога была выбрана Рюриком в качестве первой столице по той причине, что эта крепость позволяла контролировать, вдобавок ко всему, пути на Русский Север. Спустя столетия указом императора Петра I речки Мста и Тверца были соединены каналом. Но судоходство здесь, также как на Ивановском канале, не процветало, и канал скоро заилился. В Петровские времена столь малые реки уже не могли обеспечить потребности в судоходстве – владельцы предпочитали более крупные речные суда.

В конце нашего рассказа нужно добавить, что существовавшая в стародавние времена на территориях современных Рязанской, Тульской и Липецкой областей сеть рек позволяла лодкам проходить иными маршрутами между Волгой и Доном. К примеру: между речками Мокрая Табола и Вёрда, протекающими по селу Горлово (Скопинский р-н Рязанской области) местные жители переносили свои лодки, если возникала такая необходимость. По Мокрой Таболе можно спуститься к Дону, а по Вёрде – к Оке. Пусть вас не вводят в заблуждение каналы в Тульской области, построенные в XVIII - XIX веках – они не были частью древнего пути из варяг в греки.

Заключение
 
В свете вышеизложенного, можно с уверенностью говорить о том, что основной маршрут речного пути, некогда соединявшего Венедское море (как тогда называли Балтику) с Чёрным морем, проходил по реке Дон. Что касается пути по Днепру, то при столь весомых контраргументах, сторонникам этой версии следует представить весомые доказательства взамен ссылок на политизированные учебники по истории.

Уместно вспомнить довольно популярную в среде любителей истории гипотезу, когда-то выдвинутую Туром Хейердалом на основании Саги об Инглингах. Хейердал располагает легендарный город Асгард (рус. Асград!) на месте нынешнего Азова – у впадения главного русла Дона в Азовское море. Соседние адыгские племена называли его Аскъале (крепость асов). В обоих случаях речь идёт об асах. Если у древних скандинавов асами называли пантеон высших богов, то на территории Осетии располагался древний религиозный и учебный центр, обитателями которого тоже были асы. Статус кавказских асов был пониже, но они почитались святыми людьми, были наставниками и учителями. Предки осетин занимались охраной и обслуживанием асов. Позднее осетины приняли это название на себя, хотя не отождествляли себя с асами. Они сохранили древний центр асов и недавно его восстановили. Соседи осетин также называли их асами, либо осами. Лишь совсем недавно, уже в советские времена, осетины перешли на другое самоназвание – аланы. Если исходить из наличия в древности торгового пути по Дону, то место расположения Асграда представляется для того времени ключевым.
*   *   *   *   *   *   *   *   *
Послесловие. Истоки казачества
 
Выше мы упоминали тот факт, что, несмотря на взятие Белой Вежи, половцы так и не смогли осесть в низовьях Дона. Именно с той поры русские летописи отмечают появление в тех краях бродниковИногда их называют бродничи, бродници и ещё как-то. Но будем их называть бродниками, так как в венгерские и валашские хроники называют их однозначно - brodniki. Они были христианами, говорили на славянском языке, не имели ни короля, ни князей. Название бродники встречается в летописях до XIII века.

В тот период в междоусобной борьбе русские князья стали часто привлекать в качестве наёмников половцев и, реже, бродников. Предполагают, что бродники были из числа беглых крестьян с Руси. Мы считаем, что бродники были потомками тех русских простолюдинов, которые перебрались под прикрытие крепости Белая Вежа. Привыкшие держать в руках оружие, они смогли самоорганизоваться после падения главной опоры, не пустили половцев в низовья Дона. Судя по летописным упоминаниям, бродники кочевали (на то они и бродники) по Северному Причерноморью вплоть до нынешних Венгрии с Румынией. Возможно, они получали какую-то подпитку людьми с Руси.

В 1223 году произошла знаменательная битва при Калке. Сражались, в первую очередь, передовое войско монголов с половцами. Русские князья выступали, в качестве наёмников половцев, так как отстаивали их интересы. Широко известно то, что русские дружины проиграли эту битву вместе с половцами, но мало кто знает о том, что на стороне монгольского войска сражались бродники. Навряд ли они были наёмниками, более вероятно, что бродники оказались на поле битвы, как враги половцев. В итоге бродники выиграли дважды. Первый раз на Калке - вместе с монголами. Второй раз – когда полчища Батыя сметали всё по дороге на запад. Вот почему мы слышим о бродниках после того, как исчезли с лица земли многие племена кочевников: одни из-за того, что сопротивлялись нашествию, а другие сложили свои головы в интересах чингизидов.

Позднее бродники, видимо сменили своё название на казаки. Это слово и понятие издревле существовало на огромных просторах Азии у многих народов. Ещё они назывались черкесами или черкассами. Мы предполагаем, что оба эти наименования попали к бродникам вместе с единоверцами, выходцами из Тьмутараканского княжества. С начала XIII века русские в русских источниках уже нет никаких сведений о Тьмутараканском князе. Кто-то считает, что Запорожские казаки являются потомками тьмутараканцев. Это возможно, но будущие запорожцы могли выжить во время монгольского нашествия только в качестве бродников. Затем они могли разделиться. Традиционно Донские и Запорожские казаки находились в дружеских отношениях, прибегали к помощи друг друга и участвовали в совместных походах.

Нельзя относиться с презрением к бродникам и казакам. В те далёкие времена разбоем промышляла всякая группа вооружённых людей. Кочевники и варяги-торговцы тоже были разбойниками. Княжеская дружина, как любое другое войско, кормилось тем, что отнимало, и состояло, откровенно говоря, из таких же разбойников. Крестоносцы и воины халифа не были исключением.

Алексей Смирнов

опубликовано 29 марта 2019 года
аналитик и искатель истины
последнее дополнение 2 августа 2019 года
Метки: Алексей Смирнов, волок, путь из варяг в греки, Белая Вежа, Тмутараканское княжество, Дон, Днепр, Иван-озеро, река Шат, Танаис, князь Святослав Игоревич, хазары, каганат, канал, Балтийское море, Чёрное море
© Авторский сайт Алексея Борисовича Смирнова, 2019, novoruss.ru@gmail.com
 
Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте www.novoruss.ru, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат автору интернет сайта Алексею Смирнову, и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.