посвящается  преподобному

Сергию Радонежскому

Из варяг в греки

сайт

Алексея  Смирнова

На сегодняшний день папка «Разное» включает следующие разделы:

Из варяг в греки

Вступление
Всё громче слышны голоса историков, как профессиональных, так и любителей, которые аргументированно опровергают официальную версию, утверждающую, что  водный путь, соединявший Балтийское и Чёрное моря, проходил по реке Днепр. Исследователи верно отмечают, что  днепровские пороги, которые сегодня покрыты водохранилищем, образованным плотиной Днепрогэс, были бы в те времена слишком трудным испытанием для средневековых торговцев и путешественников с большим количеством пожитков. Порожистая часть реки Днепр была несудоходной для купеческой ладьи, она была проходима лишь для небольших лодок. С большими ладьями могла идти только рать, имеющая достаточно крепких рук.

Кто-то даже насчитал 13 днепровских порогов. Полагаю, что число тяжёлых для прохождения порогов не было постоянным. В засушливые годы их количество могло увеличиваться. К тому же, подсчёт зависел от осадки судна, на котором шёл рассказчик и даже от сезона. Так, в те годы и сезоны, когда река была полноводной, часть препятствий уходила глубже под воду. Но были и настолько засушливые годы, и об этом хорошо известно, когда в низовьях русло реки пересыхало.

Могут возразить, заявив, что торговый путь  по Днепру всё же мог существовать, но не быть при этом постоянным. Могут также упомянуть благоприятный для судоходства период весенних паводков. Это так, но вся необходимая инфраструктура, а также люди, задействованные в проводке судов, не могут быть столь зависимыми от стока воды в реке. Тем не менее, при отсутствии альтернативы Днепровскому маршруту, им пользоваться, нанимая всякий раз новых работников и восстанавливая инфраструктуру. Однако иной и надёжный путь был, и мы о нём здесь расскажем.
1.
Прежде всего, нужно обратить внимание на то, что вниз по течению Днепра от Переславля не было ни одного городаНе только русского, вообще никакого. А в самом районе днепровских порогов не было ни одного древнего укрепления либо поселения. В таком случае, где собирали пошлину? Где жили люди, которые транспортировали товары и гружёные ладьи, а также те, кто их кормил и обслуживал? Можно заявить, что крепость и древнее поселение сегодня покоятся на дне одного из огромных водохранилищПодобно жилью запорожских казаков. Такого рода объяснения могут быть приняты лишь в том, случае, когда есть твёрдые доказательства того, что торговый путь по Днепру существовал.

В устье Днепра также не было греческих городов-колоний. А вот в устье Южного Буга стоял огромный по античным временам город Ольвия. Его расположение на правой, западной стороне устья Южного Буга скорее говорит об отсутствии интереса к торговле по Днепру. Будучи в том же самом лимане, место впадения Днепра находится восточнее городища эллинов.

Тем временем, в античные времена процветал и другой греческий город-колония Танаис, раскопки которого продолжаются археологами в течение долгих десятилетий в месте впадения реки Дон в Азовское море. По сведениям археологов, Танаис существовал до века V н.э. и с очевидностью был ориентирован на торговлю по реке Дон.

В районе нынешнего хутора Крымский Ростовской области, на берегу речки Сухой Донец обнаружено весьма старое городище. Жизнь в нём началась ещё в неолитический период. С появлением каганата, это поселение было превращено в хазарскую крепость. Сухой Донец представляет собой старицу Дона, что говорит о важности Дона, как торгового пути, с незапамятных времён.

Изменение главного русла Дона вынудило хазар построить новую крепость в середине VIII века, которую сегодняшние археологи называют Карамышевским городищем. Видимо, укрепление по какой-то причине неудовлетворяло хазар, так как спустя столетие они  с помощью византийских инженеров построили неподалёку мощную крепость Шаркил (по-гречески, Саркел). Ещё до Шаркила хазары возвели сильную крепость на Нижнем Дону, на острове близ впадения левого притока - реки Сал.  Сейчас здесь расположен город Семикаракорск. Если к перечисленным укреплённым городам добавить ещё Маяцкое городище, где находилась одна из ставок каганов, но становится ясным, что это место имело весьма важное значение для каганата.

В середине X века русские дружины князя Святослав Игоревич неоднократно одерживал верх в битвах с хазарами. В результате в 965 г. крепость Шаркил пала и отошла к Руси. Название крепости было сохранено: по-русски она стала именоваться Белая Вежа, что означало белая башня. Обрушением Хазарского каганата воспользовались подвластные народы и соседние правители. Один из внуков Святослава, князь Мстислав Владимирович по прозвищу Удалой (ок. 983 – 1036), основал на Таманском полуострове Тмутараканское княжество. Очевидно, что отправным пунктом для его дружины стала Белая Вежа. Несмотря на половецкие кочевья вокруг, Русь долгое время владела крепостью. Лишь в 1117 г. половцам удалось разорить Белую Вежу. Вероятно, с падением крепости контроль над торговым путём по Дону в нижнем его течении перешёл к половцам.

С этой целью они возвели свой город выше по течению Дона. Свою столицу, к которой рвался новгород-северский князь Игорь Святославич, половцы построили на берегу Дона рядом с местом впадения реки Каялы, о которой не раз говорится в Слове о полку Игореве. Сегодня эта река называется Чир. Её устье находится в северной части Цимлянского водохранилища. Лучшее доказательство существования в стародавние времена торгового пути по Дону трудно найти.

Раз при половцах сохранялся торговый путь по Дону, значит, сохранялись и торговые связи Тамани с Русью. Однако Тмутараканское княжество перестало упоминаться в русских летописях приблизительно с той поры, как пала Белая Вежа. Возможно, там шли какие-то преобразования. Но само княжество не могло исчезнуть, потому что весть о его падении нашла бы своё отражение в русских исторических документах. Касательно этого, нужно сказать, что в битве при Калке в 1223 г. князь Тмутараканский не участвовал. Правда, в той битве с монголами русские дружины отстаивали половецкие интересы. Во всяком случае, после нашествия войск Батыя Тмутараканское княжество уже не могло существовать. По ряду версий, тмутараканцы дали начало казачеству. В течение столетий наименования казаки, cossaki, касоги, черкесы имели схожий смысл в языках разных народов. Эти названия отражены на многих средневековых картах, которые сохранились до наших дней. Они означали как вооружённые группы свободных людей, так и обычных (тоже вооружённых) разбойников. Оба случая говорят об отношении рассказчиков к казакам. Кто в те времена не разбойничал? Кочевники и варяги-торговцы тоже были разбойниками. Княжеская дружина, как любое другое войско, кормилось тем, что отнимало, и состояло, откровенно говоря, из таких же разбойников. Крестоносцы и воины халифа не были исключением.

2.
В 1-ой части нашего повествования мы убедились в наличии торгового пути по реке Дон. Конечно, этой рекой пользовались те, кто двигался от Каспийского моря к морю Чёрному. Однако это не столь интересно из-за того, что между этими морями есть более короткие сухопутные дороги. К тому же, во многих случаях нет смысла в перевалке груза с повозок на корабль. Гораздо важнее обнаружить путь по Дону в Балтийское море.

Оказывается, найти такой путь совсем нетрудно. Поднявшись вверх по течению реки Дон до самых его истоков, обнаруживаем, что она берёт своё начало в заболоченном месте, где также начинается речка Шат. Когда-то это место в летописях называлось озеро Ивань, что подтверждается названием сохранившегося до сих пор села Иван-озеро. Чуть ниже, река Шат сливается с Упой. В балтских языках слово упа означает река. Затем воды рек Шат и Упа вливаются в полноводную Оку, которая впадает в Волгу там, где стоит древний Нижний Новгород.

Как мы видим, между Балтийским и Чёрным морями существовала довольно простая водная дорога. Она альтернативна заявленному в официальной истории днепровскому пути. Основной её частью была река Дон от истока до Азовского устья. Во времена, когда реки текли в окружении ещё невырубленных лесов, по многим из них могли идти ладьи торговцев. По сегодняшнему Дону можно было бы подняться на ладье только до южной границы Тульской области – остальные пару десятков километров до города Новомосковска он представляет собой ручей.

Ныне уже нет озера Ивань – на его месте создано Шатское водохранилище, которое несколько больше и глубже прежнего озера. Об этом говорит затопленная старая часть села Иван-озера. В самом начале 1702-1707 годах по приказу энергичного царя Петра I в этом месте лопатами был прокопан  так называемый Ивановский канал, который по мысли царя должен был соединить Балтику с Чёрным морем. Причина была в том, что речные суда стали слишком крупными для малых речек, а для небольших установленная плата за проход была слишком велика. По мере роста водоизмещения кораблей и их парусности, морской путь стал быстрее и выгоднее речного.

На берегу Шатского водохранилища, там, где в него впадает речка Корничка, археологами было обследовано городище XII – XIV веков. Возможно, что именно там брали пошлину за транспортировку ладей между реками Дон и Шат. Из-за наличия канала сейчас уже трудно сказать, каким образом шла транспортировка. Вероятнее всего, это тоже был канал, в противном случае в топонимику этих мест вошло бы слово волок, как это было в других местах Руси.

Следует отметить, что на Руси, как нигде в Евразии, реки долгое время были главными дорогами. Большая речная сеть привела к появлению большого количества волоков. Большая часть из них имела местное значение. К числу таких волоков относились: Смоленский (между Зап. Двиной и Днепром), Нижний (между Волгой и Днепром), Двинский (между Зап. Двиной и оз. Ильмень), Славенский (между Сев. Двиной и Волгой), а также Волок Ламский (между Волгой и Окой).

Принадлежавший новгородцам волок между речками Лама и Волошня имел город при нём и, судя всему, имел немалое значение. Важность Волоколамска (Волока-на-Ламе) могла быть связана с тем, что этот волок позволял сократить путь от Новгорода до верховьев Дона. То есть, через него лежал кратчайший маршрут пути из варяг в греки. Особенно удобно было пользоваться Волоком Ламским тому, кто шёл из Чёрного (Азовского) моря в сторону Балтики, так как путь вверх по рекам Москва, Руза и Волошня был заметно короче Волжского маршрута.

Главный волок назывался Новгородским. Он соединял реки Мста и Тверца, то есть, озеро Ильмень с Волгой. Он же был Вышним или Верхним волоком. В названиях большинства волоков прослеживается некая центральная точка. Такой точкой является Новгород; если официально, то Господин Великий Новгород. В названиях волоков, несомненно, данных новгородцами, лежит ответ на вопрос, который из городов был главным на Руси. Старая Ладога была выбрана Рюриком в качестве первой столице по причине тоге, что она позволяла контролировать, вдобавок, ещё и пути на Русский Север. Спустя столетия указом императора Петра I речки Мста и Тверца были соединены каналом. Но судоходство здесь, также как на Ивановском канале, не процветало, и канал скоро заилился. В те времена столь малые реки уже не могли обеспечить потребности в судоходстве владельцы предпочитали более крупные речные суда.

В заключение следует добавить, что существовавшая в те времена на территориях современных Рязанской, Тульской и Липецкой областей сеть рек позволяла иными маршрутами транспортировать суда между Волгой и Доном. К примеру: между протекающими по селу Горлово (Скопинский р-н Рязанской области) речками Мокрая Табола и Вёрда местные жители, при необходимости, переносили свои лодки. По Мокрой Таболе можно спуститься к Дону, а по Вёрде – к Оке.

Заключение
В свете приведённых аргументов утверждение официальной истории о том, что путь из варяг в греки проходил по Днепру нуждается в весомых доказательствах. В настоящее время оно ничем не подтверждено.

В то же время, при наличии приведённых выше исторических фактов маршрут по реке Дон заслуживает большого внимания со стороны историков, которые занимаются изучением торговых путей между Балтийским и Чёрным морями. Поставив себя на место торговца того времени, приходишь к выводу, что из Балтики в Чёрное море лучше идти Донским путём, нежели Днепровским.

Алексей Смирнов

опубликовано 29 марта 2019 года
аналитик и искатель истины
последнее дополнение 28 апреля 2019 года
Метки: Алексей Смирнов, волок, путь из варяг в греки, Белая Вежа, Тмутараканское княжество, Дон, Днепр, Иван-озеро, река Шат, Танаис, князь Святослав Игоревич, хазары, каганат, канал, Балтийское море, Чёрное море
© Авторский сайт Алексея Борисовича Смирнова, 2019, novoruss.ru@gmail.com
 
Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте www.novoruss.ru, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат автору интернет сайта Алексею Смирнову, и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.