посвящается  преподобному

Сергию Радонежскому

Иерархия власти по Ветхому Завету

сайт

Алексея  Смирнова

На сегодняшний день папка «Разное» включает следующие разделы:

Иерархия власти

по Ветхому Завету
Предисловие
Данная статья была написана и выложена в интернет ещё в конце 90-х годов. Это был период после моего воцерковления, когда по многу раз читал с карандашом библейские тексты. Именно тогда мне пришла в голову мысль о необходимости соединения верховной и судебной властей в современном государстве подобно тому, как это было у древних евреев в так называемый Период Судей. Позднее эта идея развилась в две самостоятельные работы («Государственная система Новой России» и «Основа Правосудия»), которые опубликованы на этом же сайте. Первая из них является более детальной проработкой публикуемой ниже статьи.

Статью, которую вы можете прочесть ниже, можно увидеть, по меньшей мере, на двух сайтах. В обоих случаях, она даётся под моим именем. Правда, разрешения на публикацию никто у меня не спрашивал. Поэтому решил держать её здесь, при себе. Перед нынешней публикацией провёл небольшую авторскую правку, не затрагивая при этом содержания.

Помню лишь год написания этой статьи, а в качестве даты ставлю день моего крещения – 19 декабря (по новому стилю). Так вышло, что десятый день после моего рождения совпал с большим церковным праздником.
Алексей  Смирнов
Иерархия власти по Ветхому Завету
 
Глава 1. Бог  и  царь

Исходя из старой еврейской идеи, что царь (король) есть помазанник божий, теоретики христианства выработали доктрину о божественности царской власти. Интересно, что сами иудеи никогда не соглашались с такими юридическими выводами из факта помазания. Где же истина? Попробуйте ответить на этот вопрос сами, взяв в руки Священное писание.

Достаточно внимательно просмотреть четыре «Книги Царств» Ветхого  Завета, чтобы убедиться в следующем: описывая многочисленных царей  Израильских и Иудейских, Библия очень немногих называет  помазанниками Божьими. Их перечень весьма короток: Саул, Давид и Соломон – эти имена известны многим. А ещё Ииуй, призванный свергнуть с Израильского престола дом Ахава. Да Азаил, помазанный на царство Сирийское, чтобы карать сыновей Израилевых за их  вину перед Богом. Всего 5 имён. Кроме того, говорится о помазании  народом некоего Иоахаза. Он царствовал только три месяца, был пленён, уведён в Египет фараоном Нехао и там умер.

Приведённые примеры позволяют с уверенностью предположить, что само по себе проведение церковного обряда помазания на  царство вовсе не означает непременного  совершения Божьего помазания. Вероятно, тут как в обряде Причащения Святых таинств - лишь Господу известно удостоен ли причастник Его  причастия. Если священник, совершивший этот обряд,  утверждает о  совершении Божьего  помазания, то Господь ему судья.

*  *  *
Не откладывая Священного писания, поговорим  теперь  о  системе  власти. Ниже  мы  лишний  раз убедимся в том, что выбор  её  оставлен  за  человеком  в  силу  данной  ему  Создателем  Свободной  воли. Помимо этого мы убедимся также в том, что Богу не безразлична установленная людьми система управления  государством. Более того, Господь Сам говорит о том, которую систему Он хотел бы видеть у тех, кого любит...

Так в заключительной части  Пятикнижия Моисея (Торы)в книге «Второзаконие» - неоднократно говорится  о  будущем  правлении  судьи в земле обетованной.  Попутно замечу, в синодальном издании во фразе «судья Израиля» первое слово во всех случаях пишется со строчной буквы; следуя примеру, мы в дальнейшем везде будем употреблять в этом слове прописную букву. В дальнейшем, так  оно  и  случилось: не  одно  столетие  в  древнем  Израиле  правил  судья. Читая  «Книгу  судей  Израилевых»  мы  узнаём, что  главой  государства  в  те  времена  являлся  судья, поставленный  Самим  Господом: «Когда  Господь  воздвигал  им  судей, то  Сам  Господь  был  с  судьёю  и  спасал  их  от  врагов  их  во  все  дни  судьи: ибо  жалел  их  Господь, слыша  стон  их  от  угнетавших  их». (Судей, гл. 2,18). Важно отметить, что в «Книге судей Израилевых» не сообщается ни  об  одном  случае  передачи  должности  судьи  Израиля  по  наследству. Интересно  также, что  судьи  были  разного  происхождения. Большинство из них не могло похвастаться своим  высоким происхождением. Кроме того, несмотря на строго патриархальное общество, в  списке судей Израиля мы находим  одну  женщину; её  имя Девора.

Ключевой эпизод для понимания отношения Бога к системе власти в государстве в  «Первой  книги  царств» встречается нам при описании окончания правления последнего судьи – пророка Самуила. Когда  тот состарился, заправлять страной стали два его сына, бывшие судьями в  Вирсавии. О них говорится: «Но сыновья его не ходили путями его, а  уклонились в корысть и брали подарки, и судили превратно». (1 Царств, гл. 8, 3).Это возмутило древнеизраильское общество и оно, в лице старейшин, потребовало у Самуила:  «…итак поставь над нами царя, чтобы он судил  нас, как у прочих народов». (1 Царств, гл. 8, 5). На молитву пророка  Самуила Господь ответил, соблюдая свободную волю, данную Им человеку: « И сказал Господь Самуилу: послушай голоса народа во всём, что они  говорят тебе; ибо не тебя они  отвергли, но отвергли меня, чтоб Я не  царствовал над ними; как они поступали с того  дня, в который Я вывел их  из Египта, и до сего дня, оставляя меня и служили иным богам, так  поступают они с тобою, итак послушай голоса их; только представь им и  объяви им права царя, который  будет  царствовать  над  ними. И  пересказал  Самуил все слова Господа народу, просящему у него царя, и сказал: вот  какие будут права царя, который будет царствовать над вами: сыновей  ваших он возьмёт и приставит их к колесницам своим и  сделает всадниками  своими, и  будут они  бегать  пред  колесницами  его; и  поставит  их  у  себя  тысяченачальниками и пятидесятниками, и чтобы они возделывали поля его, и жали хлеб его, и делали ему воинское оружие и колесничный прибор его; и  дочерей ваших возьмёт, чтобы они составляли масти, варили кушанье и пекли хлебы; и поля ваши и виноградники и масличные сады ваши лучшие  возьмёт, и  отдаст  слугам  своим; и  от  посевов  ваших  и  от  виноградных  садов ваших возьмёт десятую часть и отдаст евнухам своим и  слугам своим; и рабов ваших и рабынь ваших, и юношей ваших лучших, и ослов ваших возьмёт и употребит на свои дела; от мелкого скота вашего  возьмёт  десятую  часть, и  сами  вы  будете  ему  рабами; и  восстенаете  тогда  от  царя  вашего, которого  вы  избрали  себе; и  не  будет  Господь  отвечать  вам  тогда. Но  народ  не  согласился  послушаться  голоса  Самуила, и  сказал: нет, пусть  царь  будет  над  нами, и  мы  будем  как  прочие народы: будет  судить  нас  царь  наш, и  ходить  пред  нами, и  вести  войны  наши. И  выслушал  Самуил  все  слова  народа, и  пересказал  их  вслух  Господа. И  сказал  Господь  Самуилу: послушай  голоса  их  и  поставь  им  царя. И  сказал  Самуил  Израильтянам: пойдите  каждый  в  свой  город». (1 Царств, гл. 8, 7-22). Пусть  данная цитата  кому-то  покажется  длинноватой, однако текст не рвётся из  уважения  к  Книге книг. Никому не возбраняется  самому выбирать нужные места.

Затем, немного ниже в Священном писании приводятся слова пророка  Самуила, обращённые к народу: «Но увидев, что Наас, царь Аммонитский, идёт против вас, вы сказали мне: «нет, царь пусть царствует над нами», тогда  как Господь Бог ваш – Царь ваш. Итак, вот царь, которого вы избрали, которого вы требовали: вот, Господь поставил над вами царя. Если будете  бояться Господа и служить Ему и слушать гласа Его, и не станете  противиться повелениям Господа, и будете вы и царь ваш, который  царствует над вами, ходить вслед Господа, Бога вашего, [то рука Господа не  будет против вас]; а если не будете слушать гласа Господа и станете  противиться  повелениям  Господа, то  рука  Господа  будет  против  вас, как  была против отцов ваших. Теперь станьте и посмотрите на дело великое, которое Господь совершит пред глазами вашими: не жатва ли пшеницы  ныне? Но я воззову к Господу, и пошлёт Он гром и дождь, и вы узнаете и  увидите, как  велик  грех, который  вы  сделали  пред  очами  Господа, прося  себе  царя. И  воззвал  Самуил  к  Господу, и  Господь  послал  гром  дождь  в  тот  день; и  пришёл  весь  народ  в  большой  страх  от  Господа  и  Самуила. И  сказал  весь  народ  Самуилу: помолись  о  рабах  твоих  пред  Господом  Богом  твоим, чтобы  не  умереть  нам; ибо  ко  всем  грехам  нашим  мы  прибавили  ещё  грех, когда  просили  себе  царя». (1 Царств, гл. 12, 12-20).

Приведённые  цитаты  не  позволяют  по-разному  интерпретировать  их, как  это  нередко  бывает  со  сложными  в  понимании  местами  Библии. По  крайней  мере, бесспорным выглядит следующее: системой  правления  от  Бога  является  та, где  во  главе  страны  поставлен  её  судья, тогда  как  монархия  такой  системой не  является.

Важно отметить  то, что  из  пяти  библейских  помазанников  Божьих  только  Соломон  был  сыном  царя. При этом  он  не  был  первенцем  у  своего  отца  (девятым  сыном  по  общему  счёту  или  четвёртым, если  считать  с  момента  воцарения  Давида  в  Иерусалиме). В связи со сказанным, можно предположить, что общепринятая традиция  престолонаследия (непременная коронация старшего сына, умершего царя) практически  лишила  подданных  возможности  получать  помазанника  Божьего  на  царство, потому что не оставляла Богу возможности в этом выборе. Так  было  не  только  в  древнем  Израиле, но  также в  России и многих других странах.

Важно и другое: из  приведённой  ранее  цитаты  (1 Царств, гл. 8, 11-18)  мы  видим, что  Господь  не  предлагает  такой  разновидности  монархии, как  конституционная. Поскольку  Бог  даёт  власть  для  дел, за  которые  Он  впоследствии непременно  спросит  с  её  обладателя. Трудно  связать  с  Божьим  помазанием,  так  называемого,  конституционного  монарха, деятельность  которого  состоит  в  том, чтобы быть  и  ничего  не  делать.

Известно  немало  трудов  святых  отцов  и  православных  философов  о  самодержавии. Сказанное  не  входит  в  противоречие  с  их  позицией. Как мы увидим в дальнейшем, глава  государства – судья  страны – также может  быть  самодержцем, правда  не  «помазанником», зато  тем, на  ком  лежит  Дух  Господень.

Глава 2. Судья во главе России

Попробуем, хотя бы  в  первом  приближении  представить  систему  власти  с  судьёй  во  главе  страны  применительно  к  современной  России.

Судья в качестве главы государства воздвигается Господом пожизненно  или на значительный срок (7 – 25 лет). Сразу оговорюсь: вопрос о порядке выбора судьи России стоит особняком. По этой причине выделим его в  самостоятельную работу и потому здесь рассматривать не будем.

Поскольку  судья  России  являетсяк тому же,  главой  государства, в  его  непосредственном  подчинении  должны  находиться  также  институты, обеспечивающие  эту  компетенцию:
    - все  суды  (конституционный, по  гражданским  и  уголовным  делам, арбитражный, ювенальный, третейский);
    - органы  прокурорского  надзора;
    - ведомства, обеспечивающие  выполнение  функций  главы  страны  в  сферах  обороны, безопасности  и  внешней  политики  (министерства  обороны, иностранных  дел; службы  государственной  безопасности, разведки, охраны  границ  и  т. п.);
    - ведомства  судебных  исполнителей;
    - ведомства  по  охране  физических  лиц, обладающих  специальным  статусом  в  государстве  (судей, прокуроров, свидетелей  по  различным  делам, высших  чиновников).
   
*   *   *
В нашем случае тоже происходит разделение исполнительной и судебной властей, но здесь отделяется власть исполнительная, так как верховная власть принадлежит судье России. То же самое можно сказать о власти представительной (она же законодательная): она также отделяется от судебной власти.
 
Сами органы исполнительной власти и их сотрудники, оказываются в жёстких рамках закона, скреплённого властью судьи России. Вместе с тем, отделённая от опеки главы страны, исполнительная власть становится ответственной. Ниже вы поймёте, что здесь мы впервые сталкиваемся с системой, когда исполнительная власть в самом деле нанимается гражданами.
 
Факту одновременного существования власти главы государства и  исполнительной власти требуется дать своё название. Назовём эту систему: самодержавно-демократическое управление. Ниже мы увидим, что самодержавие главы страны на самом деле заключено в рамки, и выходит за них лишь в определённых случаях. О  таких  случаях  мы  ещё  поговорим: глава  государства  действует за пределами  своей  компетенции  лишь  в  качестве  судьи  России  и  только  для  разрешения  спорных  ситуаций  между  остальными ветвями  власти.
 
Очевидно, издание правил демократического волеизъявления, и контроль  над выборами входят в сферу ответственности судьи страны. И наоборот, издание закона о выборах судьи России, а также проведение самих выборов, входит в компетенцию представительного органа.
 
При такой иерархии власти в государстве судьи и прокуроры становятся  полностью независимыми от исполнительной, и какой бы то ни было ещё  власти, кроме судьи России. Только его властью может быть наказан любой  из них. Важно подчеркнуть, что наказание может быть быстрым; что очень важно в критических ситуациях. Ради скорого наказания не во всех случаях нужно разбирать дело в  корпоративной коллегии. Хотя сам этот орган  демократического устройства следует сохранить, как и суды офицерской  чести  в  армии. Глава  государства, являясь  его  судьёй, лично  назначает  (и  снимает  с  должности)  всех  судей  и  прокуроров  высших  рангов  подобно  тому, как  он  назначает  генералов  и  высших  офицеров. В  отношении  прочих  судей  и  прокуроров  судья  России  принимает  решения  через  назначенных  им  руководителей  данных  ведомств  и  их  подразделений.
 
Следственные  органы  и  органы  охраны  правопорядка  относятся  к  исполнительной  власти. Под  началом  главы  государства  находятся  только  специальные  следственные  органы  (по  вопросам  безопасности  государства, борьбы  с  коррупцией  и  экономическими  преступлениями; следствие  по  делам, инициируемым  представительной  властью  и  т. п.), а  также  специальные  органы  охраны  правопорядка  (внутренние  войска  и  различного  рода  специальные подразделения).  Наконец, судье России подконтролен Центральный банк. Однако лишь в  той  мере, чтобы  не  допускать  там  отклонений от соблюдения закона и злоупотреблений.
 
В отличие от лукаво титулованных помазанниками Божьими монархов, судья страны является ставленником Господа в государстве и на нём лежит  Дух Господень. Это позволяет разграничить сферы действия законов страны  и установлений судьи России. Считаю желательным самодержавное  правление судьи России в строгих рамках его компетенции (как мы помним: оборона, безопасность государства, правосудие и  т. д.), на основании изданных им же самим законов и уложений. Имея своей целью создание правового государства в кратчайший срок, судья России, тем самым,  получает право на быстрое и гибкое ведение правовой реформы (подчёркиваю, в своей  сфере) и с Божьей  помощью с ней  справится.
 
Глава государства в законотворческий процесс не вмешивается (за исключением конституционного законодательства). Представительная  власть  работает  без  оглядки  на  него. Независима  от  главы  государства  и  власть  исполнительная. Вместе с тем, если возникнут соответствующие  тому обстоятельства, они сами должны обращаться к нему как к судье  России.
 
Конституция должна быть составлена таким образом, чтобы при  консенсусе по любой проблеме внутри законодательной или  исполнительной власти, либо между ними, они могли бы работать  автономно, то  есть: независимо  от  мнения  главы  государства. Однако  при  возникновении  разногласий  они  обязаны  обратиться  к  нему, и  в этом случае он  участвует  в качестве судьи в  процессе  решения  проблемы  любого  порядка. Это значительно облегчает разрешение многих проблем в  государстве, связанных с разногласиями внутри двухпалатного представительного органа, а также между Федеральным Собранием (или одной из его палат) и Правительством.
 
Например, принятие  любого  закона  требует  поддержки  обеих  палат  Федерального собрания (думаю, при такой иерархии власти палаты следует  уравнять в правах). При несогласии по проекту того или иного закона, представительный орган обращается к судье  России, и тот решает: принять  закон, отклонить его или отправить на доработку.
 
Другой пример: «Закон о бюджете» не принят к установленной дате из-за  разногласия между Правительством и одной (или обеими) из палат  Федерального Собрания. И в этом случае стороны обязаны обратиться к  судье России, а он должен прийти к определённому решению: принять закон  в правительственном виде, учесть в нём поправки палат (но не отдельных  депутатов!)  представительного органа, принять альтернативный бюджет, предложенный одной из палат.
 
То же самое, если Федеральное Собрание не может решить в  установленный срок вопрос о назначении председателя Правительства, или  палатам не удаётся согласованно договориться об его отставке (одна палата – за, другая – против), то  этот  орган  обязан  обратиться  к  судье  России.
 
Во  всех  случаях, когда  отсутствие  какого-либо  определённого  решения  затрагивает  интересы  государства, спорящие  стороны  должны  обращаться  к  судье  России  и  проблема  разрешается  им.
 
Страны с развитой правовой системой нередко сталкиваются с  непоправимыми судейскими ошибками, довольно часты  в  них  случаи  торжества юридического крючкотворства над справедливостью. В таких  случаях не только страдают невиновные или торжествуют преступники, наносится удар нравственным чувствам многих людей, морали всего  общества. Тоже само может произойти при столкновении буквы закона с  общественным мнением. Иногда цена независимого (точнее - относительно независимого) правосудия бывает чересчур высокой. Именно о таких  случаях Пётр Великий говорил: «Не держися уставов ако слепой стены, ибо  в них порядки писаны, а имён и случаев нет». Эти слова полностью  противоречат современному правосудию англосаксонского происхождения, где человеческий закон торжествует над истиной и справедливостью. Тогда как само право возникло в результате поиска справедливости и правды.
 
Чтобы опорой права вновь стало то, на чём оно выросло, судье России (и только ему!) должно быть вменено решать дело по совести. Случаи  применения такого правосудия он определяет сам; как правило - после  вынесения Верховным Судом приговора по данному делу. Он, в силу своей  особой ответственности перед Господом, имеет на это право. Судья  России  вправе рассматривать наиболее трудные дела, правосудие по которым  затруднено в силу невозможности раскрытия подсудимому или его адвокату  государственных секретов или оперативных тайн. И только судья России  должен получить право лишить депутата неприкосновенности (полностью или частично). Сама же неприкосновенность депутата должна быть  максимально возможной, чтобы обеспечить его независимость.
 
*  *  *
Возвращаясь к упомянутому самодержавно-демократическому  правлению, следует подчеркнуть насущную необходимость выбора судьи России всеми  гражданами, а руководителя исполнительной власти – Федеральным  Собранием. С тем, чтобы тот не мог претендовать на большую  власть. По той же причине следует закрепить в будущей  Конституции избираемость руководителей исполнительной власти на всех уровнях соответствующими (или более высокими) представительными органами. Это увеличит вес представительных органов в жизни государства  и  общества, сделает  подконтрольными и «князьков», и «бояр». Одновременно защищая  «князьков» от Правительства в вопросах компетенции субъектов федерации, а «бояр» - от «князьков» в вопросах компетенции местной власти.
 
Следует признать, что ныне существующая система государственной власти таит в себе опасность возрождения тоталитаризма в России, и уже потому она нуждается в кардинальных изменениях. Мы просто обязаны создать такую конституционную систему, чтобы у нас подобное не повторилось.
 
Последнее: никто  в  стране  не  вправе  обсуждать  судебные  решения  главы  государства, потому  что  их  исследует  Сам  Господь.

Алексей Борисович Смирнов

написано 19 декабря 1997 года
Метки: Сергию Радонежскому, Алексей Борисович Смирнов, Книга судей Израилевых, пророка Самуила, Первой книги царств, помазанниками Божьими, главы государства
© Авторский сайт Алексея Борисовича Смирнова, 2017, novoruss.ru@gmail.com
 
Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте www.novoruss.ru, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат автору интернет сайта Алексею Смирнову, и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.