посвящается  преподобному

Сергию Радонежскому

Государственный подряд

сайт

Алексея  Смирнова

На сегодняшний день папка «Разное» включает следующие разделы:

Государственный подряд

Реплика

Ранее, в одной работ, адресованных Новой России мною приводились слова, когда-то сказанные создателем так называемого Сингапурского чуда Ли Куан Ю (Lee Kuan Yew): «Мы должны были создать новый вид экономики, опробовать новые методы и схемы, никогда прежде ещё нигде не испытанные, потому что не было другой такой страны, как Сингапур» (перевод сделан мною – А.С.).

Не стану заниматься перечислением многочисленных критериев, которые отличают Россию от других стран мира, включая те, с которых берут пример нынешние российские власти. Упомяну здесь лишь один бесспорный факт: норма прибыли в России гораздо выше, чем в странах, откуда пришли либеральные рецепты, на которых построена наша экономика. В первую очередь это касается либерального тезиса об уходе государства из экономики, который нанёс огромный вред России, как государству, а также российской экономике, политике и обороноспособности.

Сказать о том, что в частном секторе России норма прибыли превышает 100%, что само по себе поразительно для западных стран, было бы неверно. В некоторых отраслях она в несколько раз выше этой цифрыкоторая и так превосходит воображение кабинетного экономиста.
Одного этого достаточно, чтобы любой государственный проект в России, будучи переданным в частный подряд, носил криминальный характер. Невозможно бороться с коррупцией, которая порождена принципом, на котором настаивает сама российская власть. Даже если ничего не будет разворовываться, подрядчик и субподрядчики вынуждены изрядно экономить на оборудовании, комплектующих, материалах и качестве работ, чтобы в итоге обеспечить себе «законную прибыль». Один из основных законов рыночной экономики заключается в том, что частный капитал идёт туда, где он приносит наибольшую прибыль; если же прибыль минимальная, значит, ему там нечего делать. Поэтому, если частный капитал рвётся выиграть тендер на государственный подряд, это означает, что из этого заказа он рассчитывает извлечь не меньше, чем из другой своей деятельности.

Из-за того, что сегодня отсутствуют государственные организации, способные строить дороги и мосты (названы лишь в качестве примера), их строят частные фирмы. Удовлетворительное качество гарантируют лишь заоблачные бюджетные расходы. Попытки навести строгую экономию на расходование бюджетных средств, направляемых на строительство, ведут к будущим авариям и завышенным расходам на ремонт и эксплуатацию. По этой причине в нынешней России разрушаются новые мосты, в то время, как построенные во советские времена стоят, как ни в чём не бывало. Новым же дорогам уже через год после сдачи в эксплуатацию требуется серьёзный ремонт. В последнее время правительство России пытается навести порядок в тендерах, но до сих пор государственные заказы выигрывают компании с капиталом в 10 тыс рублей, учредители которых неизвестны.

Бывает и хуже. Мы в этом можем убедиться на примере строительства нового футбольного стадиона в Санкт-Петербурге, а также двух гостиниц Hyatt во Владивостоке. На тот момент, когда вышла первая редакция этой статьи, все названные долгострои ещё не были завершены, несмотря на огромные затраты, значительно превышающие их сметную стоимость. Доделать объекты удалось лишь годы спустя, после больших дополнительных затрат. Когда осенью 2016 года стадион был уже построен, комиссия ФИФА его не приняла из-за повышенной вибрации поля. Несколько месяцев ушло на устранение огреха. Но в мае 2017 года стало понятно, что закупленный в Европе газон не выдерживает даже щадящих нагрузок; поэтому было принято решение его менять. В итоге спортивное сооружение уже обошлось стране в 50 млрд. При этом государство не выступало в качестве заказчика. Вскоре его собираются передать на баланс «Газпрома», так как подсчёты говорят о том, что стадион грозит хозяину дальнейшими убытками. Сомнений в коррупции ни у кого нет, но в ней замешаны неприкосновенные (на сегодняшний день) люди, и потому результаты её расследования Следственным комитетом России ни к чему не приведут.

Ещё в нулевые годы Россия доказала, что умеет не только аккумулировать сравнительно большие средства, но и направлять их на осуществление больших государственных проектов. Так было после природных катастроф в Ленске и Крымске. Затем, огромная олимпийская стройка в Сочи показала способность России осуществлять масштабные проекты. Тот факт, что для строительства перехода через Керченский пролив потребовалось перебросить средства, которые предназначались для строительства моста через р. Лену возле Якутска, лишний раз доказывает неэффективность нынешней экономической модели.

Наличие государственных организаций, способных на выполнение больших проектов, позволило бы на те же средства построить сразу три перехода вместо одного: через Керченский пролив, через реку Лена, а также через Татарский пролив с тем, чтобы связать остров Сахалин с материком. При этом экономическая эффективность от вложения тех же средств была бы в несколько раз выше. При гарантированно хорошем качестве работ.

Есть и обратный пример. Несмотря на уход государства из сферы строительства объектов государственного назначения, имеется один образец эффективности использования государственных строительных организаций. Так, в начале 90-х годов, когда была искусственно обрушена экономика России, МПС (ныне РЖД), осталось без государственной поддержки. Нужно отдать должное руководителям Министерства путей сообщения, они решили хотя бы отчасти сохранить свои строительные подразделения в зоне БАМа, и продолжили строительство дороги – фактически можно говорить о двух дорогах: железнодорожной, а также автомобильной - в сторону пос. Нерюнгри и далее. Несколько лет тому назад дорога дошла до пос. Нижнй Бестях, который находится на правом берегу реки Лены напротив города Якутска. Несмотря на важность того, что было осуществлено РЖД, этот пример приведён в качестве доказательства эффективности государственных затрат при осуществлении проекта государственной организацией. К сожалению, таких примеров за последние 25 лет набралось мало. Виноват в этом только пресловутый принцип либерализма, который стал идеологическим фундаментом российской власти.

Арест министра Улюкаева сопровождался тем, что либеральные экономисты начали заявлять вслух, что экономические шаги данного министра не соответствовали либеральным экономическим принципам. Именно поэтому его действия на посту министра были противоположны тем, что делали его западные коллеги. Обнаружилось то, что одна лишь принадлежность к клану либералов способствует успешной карьере в России, даже если твоя деятельность противоречит принципам либерализма. Таким образом, Улюкаева и тех, кто продвигал его по карьерной лестнице, объединяет не либерализм, а другая идеология. Вполне возможно, что их объединяет саботирование развития России.

Мы сейчас не будем заниматься анализом причин того, почему в течение 25 лет не появился запрет на вывоз леса-кругляка из России, хотя собственниками леса уже стали субъекты федерации, экономике которых такой запрет мог бы серьёзно помочь.   Мы сегодня также не затронем причины, по которым государству, либо субъектам федерации до сих пор не возвращена монополия на производство алкоголя. Хотя в обоих случаях налицо не только коррупция, то также явное желание сохранить зависимость регионов от подачек правительства. Рассмотрим другие примеры саботирования со стороны правительства.

Поговорим, например, о квотах на вылов рыбы и продуктов моря в исключительной экономической зоне страны. Как бы ни менялись положения о выделении квот, во всех случаях страдает экономика России. Доход государства был бы гораздо выше в том случае, если бы разрешение на вход в экономическую зону, а также квотирование были бы доступны только судам под российским флагом, принадлежащим российским компаниям, а также с российскими капитанами. Членами экипажей могут быть иностранные граждане, но все они обязаны иметь российскую рабочую визу, и платить российские налоги. Квоты, которые выделяются по межправительственным соглашениям, тоже должны выбирать российские компании. Под российской компанией подразумевается юридическое лицо, зарегистрированное в России; при этом инвестором может быть иностранец. Иностранная доля в собственности может достигать 100%, однако рыболовецкое судно должно ходить под российским флагом и базироваться в российском порту. Как сказано выше, капитанами таких судов могут быть только российские граждане, а их лицензированием на право работать в российской экономической зоне должно заниматься региональное казначейство.

Новая Эпоха прежде всего отразится на России, которая по праву называется Страной Седьмого луча. В скором времени будет оценена необходимость государственных проектов, которые способны объединить страну; такие проекты начнутся ещё до рождения Новой России. Собственно говоря, строительство Керченского перехода уже стало народным проектом, хотя осуществляется по-прежнему, частным подрядчиком. Оно вызвало огромный интерес  всей страны, и даже гордость специалистов, понимающих уровень, на котором ведётся строительство моста через Керченский пролив. Такие проекты необходимы, и они, несомненно, появятся уже в исполнении государственного подрядчика.

Безусловно, один из подобных проектов должен включать переход через Татарский пролив, что позволит соединить остров Сахалин с материком. Подход к таким проектам должен быть комплексный, с учётом перспективы. С этой точки зрения мостовой переход следует строить не в самом узком месте пролива, а в северной его части, близ устья Амура и г. Николаевска-на-Амуре.  В дальнейшем в данном месте появится  ключевой порт на Охотском море: это должен быть тихоокеанский порт, рыболовный морской порт, а также речной порт в устье Амура. Почему мост, соединяющий о. Сахалин должен быть появиться именно в этом месте, станет понятно в ходе дальнейшего изложения.

Автомобильная и железнодорожная дороги до Николаевска-на-Амуре и будущего моста на Сахалин должна начинаться в пос. Чегдомын, и проходить в рядом с ныне крохотным поселением Бурукан, которому суждено стать важной точкой в будущем глобальном проекте. Наброски такого мирового проекта делаются на протяжении сотни лет. По мере экономического роста в ряде азиатских стран, сухопутный путь, связывающий Азию и Сев. Америку, становится всё более актуальным. Таким образом, всё более реальной становится проект, который свяжет эту узловую точку - Бурукан одновременно с Китаем, Японией, США и Европой. Соединение с Японией произойдёт через остров Сахалин. Выход к Бурукану со стороны Китая будет осуществлён уже в ходе глобального проекта, в тот же период появится дорога от Бурукана до Аляски (и далее), через Магадан и Чукотку. Этот отрезок, так же как переход через Берингов пролив является самой сложной и затратной частью глобального проекта. Однако проект стоит того, так как в нём реализуются торговые экономические интересы большого бизнеса планеты. Во главе ведущих стран мира появятся политики, которые будут содействовать осуществлению данного проекта.

В ходе первого этапа глобального проекта появиться автомобильная дорога и паромная переправа через пролив Беринга. Она возьмёт на себя большую часть грузов, которые сейчас доставляются воздушным транспортом, а также будет способствовать строительству трансконтинентальной железной дороги. На всём протяжении от Хабаровска до Чукотки и далее до мексиканской границы она будет иметь, которая будет в 2-3 раза шире всех нынешних, что лучше соответствует потребностям нового века. Вместо длинных составов появятся огромные лайнеры на колёсах, буксирующие небольшое количество больших и широких вагонов/платформ. Пассажирские комнаты в поездах станут просторными комфортабельными. В дальнейшем большинство стран мира начнут переходить на новый стандарт ж. д. колеи.

В течение нынешнего столетия мир значительно изменится. Среди положительных перемен важнейшей станет уменьшение напряжения во взаимоотношениях разных народов и государств Земли. Сухопутные грузовые и пассажирские сообщения не будут настолько трудными и сопряженными с риском, как сейчас. Россия, обладающая территорией, которая связывает Азию с Америкой и Европой, станет, к тому же, ключевым государством Эпохи Седьмого Луча. Поэтому Россия станет играть важную объединяющую роль на физическом плане. Помимо сухопутного транзита, через Россию пройдут регулярные кросс-полярные перелёты, между различными аэропортами Азии и Северной Америки.

Возвращаясь к посёлку Бурукан, следует сказать, что к трём направлениям, о которых мы уже сказали, - южному (пос. Чегдомын), восточному (г. Николаевск-на-Амуре) и северному (город Магадан) - добавится также западное направление – гор. Тында. Как было сказано, северное направление – на Магадан и далее – является самым трудным и затратным. Поэтому нынешнему руководству Дальневосточного Федерального Округа уже сегодня следует добиться прекращения продолжения ненужного строительства ж. д. от пос. Нижний Бестях в Якутии, и перевода железнодорожных строителей в пос. Чегдомын Хабаровского края. Дорога Нижний Бестях – Магадан на сегодняшний день не актуальна, тогда как дорога Чегдомын – Магадан является частью будущего пути.

Сначала строится первый участок будущей дороги Чегдомын – Магадан, который заканчивается у пос. Бурукан. Затем от Бурукана в восточном направлении строится участок до г. Николаевск-на-Амуре. Делается это с тем, чтобы уже в 2018-19 г.г. начать строительство перехода через Татарский пролив: в этот период появится возможность использовать элементы технологических мостов, которые в настоящее время используются для строительства перехода через Керченский пролив. Проектировщик и технология строительства должны быть те же самые.

Не будет открытием, если сказать, что подобные проекты, помимо своего важного идеологического значения, нужны в качестве побудительных мер для развития экономики России. Поскольку макроэкономическая роль таких проектов уже давно исследована, следует добавить, что речь идёт не просто о создании дополнительных рабочих мест, но эти места создаются в реальном секторе экономики. К тому же, создание рабочих мест на Дальнем Востоке сейчас особенно актуально.

Заключение
С наступлением поры, когда правительство России вынуждено начало сворачивать часть государственных проектов из-за нехватки бюджетных средств, становится необходимым возвращение в экономику больших государственных предприятий, способных взять на себя подряды на ведение значимых для страны работ, и вести подрядные работы с высоким качеством, а также экономией бюджетных средств. Альтернативой этому решению является либеральный принцип «ухода государства из экономики», безответственно применяемый правительством России.

С повышением на мировом рынке цен на нефть и другие энергоносители госбюджет стал получать больше инвалюты, чем это было запланировано на 2017 год. Власть, имею в виду уже не правительство Д. Медведева, а реальную власть, то есть сообщество, решило откладывать излишек в виде валютных накоплений. Между тем, на данный момент не существует ни одной валюты, которая позволяла бы это сделать без риска больших потерь. Наиболее разумным было бы, ничего пока не меняя в финансовом хозяйстве, эмитировать рубли на всю сумму излишков, и запускать их в экономику страны через большие государственные проекты. Разумеется, генподрядчиком должны выступать государственные предприятия.

Следует обратить пристальное внимание на подступы к созданию глобального транспортного узла, соединяющего ведущие экономики планеты, в алфавитном порядке: Евросоюз, Китай, США и Японию. В статье "Мировая шахматная доска», где речь идёт о глобальной политической игре, уже было сказано, что Россия вернулась к большому столу, в первую очередь, из-за того, что приступила к строительству Керченского моста, который является ключевым отрезком на пути из Британии в Индию. Создание Дальневосточного глобального транспортного узла, помимо известных выгод, создаёт ситуацию, когда всем игрокам за мировой шахматной доской становится выгодным единство России.

Алексей  Борисович  Смирнов

опубликовано  в августе  2014  года
последнее дополнение 23 мая 2017 года
Метки: государственный подряд, Сергию Радонежскому, Алексей Борисович Смирнов, Магадан, норма прибыли, России, бюджетные средства, частный подряд, переход через Керченский пролив, Бурукан, Николаевска-на Амуре, Сахалин, Чегдомын, РЖД, переход через Татарский пролив
© Авторский сайт Алексея Борисовича Смирнова, 2017, novoruss.ru@gmail.com
 
Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте www.novoruss.ru, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат автору интернет сайта Алексею Смирнову, и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.