посвящается  преподобному

Сергию Радонежскому

Государственный подряд

сайт

Алексея  Смирнова

На сегодняшний день папка «Разное» включает следующие разделы:

Государственный подряд

Реплика

Ранее, в одной работ, адресованных Новой России мною приводились слова, когда-то сказанные создателем так называемого Сингапурского чуда Ли Куан Ю (Lee Kuan Yew): «Мы должны были создать новый вид экономики, опробовать новые методы и схемы, никогда прежде ещё нигде не испытанные, потому что не было другой такой страны, как Сингапур» (перевод сделан мною – А.С.).

Не стану заниматься перечислением многочисленных критериев, которые отличают Россию от других стран мира, включая те, с которых берут пример нынешние российские власти. Упомяну здесь лишь один бесспорный факт: норма прибыли в России гораздо выше, чем в странах, откуда пришли либеральные рецепты, на которых построена наша экономика. В первую очередь это касается либерального тезиса об уходе государства из экономики, который нанёс огромный вред России, как государству, а также российской экономике, политике и обороноспособности.

Сказать о том, что в частном секторе России норма прибыли превышает 100%, что само по себе поразительно для западных стран, было бы неверно. В некоторых отраслях она в несколько раз выше этой цифрыкоторая и без того превосходит воображение кабинетного экономиста.

Одного этого достаточно для того, чтобы любой государственный проект в России, будучи переданным в частный подряд, носил криминальный характер. Невозможно бороться с коррупцией, порождённой принципом, на котором настаивает сама российская власть. Даже если ничего не будет разворовываться, подрядчик и субподрядчики вынуждены изрядно экономить на оборудовании, комплектующих, материалах и качестве работ с целью обеспечить себе «законную прибыль». Один из основных законов рыночной экономики состоит в том, что частный капитал идёт туда, где он приносит наибольшую прибыль. Если же прибыль сравнительно мала, это означает, что ему там нечего делать. Поэтому, в том случае, когда частный капитал рвётся выиграть тендер на государственный подряд, это говорит о том, что из такого заказа он рассчитывает извлечь не меньше прибыли, чем из другой своей деятельности.
Из-за того, что сегодня отсутствуют государственные организации, способные строить дороги и мосты (названы лишь в качестве примера), их строят частные фирмы. Удовлетворительное качество может быть достигнуто лишь при заоблачных бюджетных расходах при хорошем контроле со стороны заказчика. Попытки навести строгую экономию в расходовании бюджетных средств, направляемых на строительство, ведут к будущим авариям и завышенным расходам на ремонт и эксплуатацию. По этой причине в нынешней России разрушаются новые мосты, в то время, как их собратья, построенные в советские времена стоят, как ни в чём не бывало. Новым дорогам уже через год после сдачи в эксплуатацию требуется серьёзный ремонт. В последнее время правительство России пытается навести порядок в тендерах, но до сих пор государственные заказы выигрывают компании с капиталом в 10 тыс. рублей с неизвестными учредителями.

Бывает и хуже. Мы в этом можем убедиться на примере строительства нового футбольного стадиона в Санкт-Петербурге, а также двух гостиниц Hyatt во Владивостоке. На тот момент, когда вышла первая редакция этой статьи, все названные долгострои ещё не были завершены, несмотря на огромные затраты, значительно превышающие их сметную стоимость. Доделать объекты удалось лишь годы спустя, после больших дополнительных затрат. Когда осенью 2016 года стадион был уже построен, комиссия ФИФА его не приняла из-за повышенной вибрации поля. Несколько месяцев ушло на устранение огреха. Но в мае 2017 года стало понятно, что закупленный в Европе газон не выдерживает даже щадящих нагрузок; поэтому было принято решение его заменить на качественный. В итоге спортивное сооружение уже обошлось стране почти в 50 млрд. Будучи источником средств на строительство стадиона, государство  при этом не выступало в качестве заказчика. Его собираются передать на баланс «Газпрома», так как подсчёты говорят о том, что стадион грозит хозяину дальнейшими убытками. Недавно пришла информация о том, что предстоят новые большие затраты, связанные с проектом стадиона. Сомнений в коррупции ни у кого нет, но в ней замешаны неприкосновенные (на сегодняшний день) люди, и потому результаты её расследования Следственным комитетом России ни к чему не приведут.

Ещё в нулевые годы Россия доказала, что умеет не только аккумулировать сравнительно большие средства, но и направлять их на осуществление заметных государственных проектов. Так было после природных катастроф в Ленске и Крымске. Затем, огромная олимпийская стройка в Сочи показала способность России осуществлять масштабные проекты. Тот факт, что для строительства перехода через Керченский пролив потребовалось перебросить средства, которые предназначались для строительства моста через р. Лену возле Якутска, лишний раз доказывает неэффективность нынешней экономической модели.

Наличие государственных организаций, способных на выполнение больших проектов, позволило бы на те же средства построить сразу три перехода вместо одного: через Керченский пролив, через реку Лена, а также через Татарский пролив с тем, чтобы связать остров Сахалин с материком. При этом экономическая эффективность от вложения тех же средств была бы в несколько раз выше. При гарантированно хорошем качестве работ.

Есть и обратный пример. Несмотря на уход государства из сферы строительства объектов государственного назначения, имеется один образец эффективного использования государственных строительных организаций. Так, в начале 90-х годов, когда была искусственно обрушена экономика России, МПС (ныне РЖД), осталось без государственной поддержки. Нужно отдать должное руководителям Министерства путей сообщения, они решили хотя бы отчасти сохранить свои строительные подразделения в зоне БАМа, и продолжили строительство дороги – фактически можно говорить о двух дорогах: железнодорожной, а также автомобильной - в сторону пос. Нерюнгри и далее. Несколько лет тому назад дорога дошла до пос. Нижнй Бестях, который находится на правом берегу реки Лены напротив города Якутска. Даже с учётом финансового содействия со стороны правительства Якутии, этот пример может считаться доказательством эффективности государственных затрат при осуществлении проекта госорганизацией. К сожалению, таких примеров за последние 25 лет набралось единицы. Виноват в этом только пресловутый принцип либерализма, ставший идеологическим фундаментом российской власти.

Арест министра Улюкаева сопровождался тем, что либеральные экономисты начали заявлять вслух о том, что экономические шаги данного министра не соответствовали либеральным экономическим принципам. Сразу выяснилось, хотя это было известно и раньше, что его действия на посту министра были противоположны тем, что делали его западные коллеги. Обнаружилось то, что одна лишь принадлежность к клану либералов способствует успешной карьере в России, даже если твоя деятельность противоречит принципам экономического либерализма. Таким образом, Улюкаева и тех, кто продвигал его по карьерной лестнице, объединяет не либерализм, а нечто иное. Полагаю, что их объединяет желание саботировать развитие России.

Мы сейчас не будем заниматься анализом причин того, почему в течение 25 лет не появился запрет на вывоз леса-кругляка из России, хотя собственниками леса уже стали субъекты федерации, экономике которых такой запрет мог бы серьёзно помочь.   Мы сегодня также не затронем причины, по которым государству, либо субъектам федерации до сих пор не возвращена монополия на производство алкоголя. Хотя в обоих случаях налицо не только коррупция, то также явное желание сохранить зависимость регионов от подачек правительства. Рассмотрим другие примеры саботажа со стороны правительства.

Поговорим, например, о квотах на вылов рыбы и продуктов моря в исключительной экономической зоне страны. Как бы ни менялись положения о выделении квот, во всех случаях страдает экономика России. Доход государства был бы гораздо выше в том случае, если бы разрешение на вход в экономическую зону, а также квотирование были бы доступны только судам под российским флагом, принадлежащим российским компаниям, а также с российскими капитанами. Членами экипажей могут быть иностранные граждане, но все они обязаны иметь российскую рабочую визу, и платить российские налоги. Квоты, которые выделяются по межправительственным соглашениям, тоже должны доставаться российским компаниям. Под российской компанией подразумевается юридическое лицо, зарегистрированное в России; при этом инвестором может быть иностранец. Иностранная доля в собственности может достигать 100%, однако рыболовецкое судно должно ходить под российским флагом и базироваться в российском порту. Как сказано выше, капитанами таких судов могут быть только российские граждане, а их лицензированием на право работать в российской экономической зоне должно заниматься региональное казначейство.

Новая Эпоха прежде всего отразится на России, которая по праву называется Страной Седьмого луча. В скором времени будет оценена необходимость государственных проектов, которые способны объединить страну; такие проекты начнутся ещё до рождения Новой России. Собственно говоря, строительство Керченского перехода уже стало народным проектом, хотя осуществляется по-прежнему, частным подрядчиком. Оно вызвало огромный интерес  всей страны, и даже гордость специалистов, понимающих уровень, на котором ведётся строительство моста через Керченский пролив. Такие проекты необходимы, и они, несомненно, появятся уже в исполнении государственного подрядчика.

Безусловно, один из подобных проектов должен включать переход через Татарский пролив, что позволит соединить остров Сахалин с материком. Подход к таким проектам должен быть комплексный, с учётом перспективы. Подробнее об аспектах строительства такого соединения говорится в статье «Сахалинский мост». Ещё ранее о переходе на Сахалин говорилось в статье, посвящённой соединению Азии с Северной Америкой (эта статья есть также в английском варианте). Здесь лишь следует заметить, что в период строительства БАМ, технологии мостостроения не были столь продвинуты, как сегодня. Поэтому в конце этой важной магистрали мы сегодня имеем порты Советская Гавань и Ванино, в которых для проводки судов по 5 месяцев в году приходится пользоваться услугами ледоколов. Сахалинский мост ведёт к незамерзающим портам Южного Сахалина: Корсаков, Невельск и Холмс. Таким образом, соединение с островом важно не только для экономики Сахалинской области, для экономики самой России.

В течение нынешнего столетия мир значительно изменится. Среди положительных перемен важнейшей станет уменьшение напряжения во взаимоотношениях разных народов и государств Земли. Сухопутные грузовые и пассажирские сообщения не будут настолько трудными и сопряженными с риском, как сейчас. Россия, обладающая территорией, которая связывает Азию с Америкой и Европой, станет, к тому же, ключевым государством Эпохи Седьмого Луча. Поэтому Россия станет играть важную объединяющую роль на физическом плане. Помимо сухопутного транзита, через Россию пройдут регулярные кросс-полярные перелёты, между различными аэропортами Азии и Северной Америки.

Не будет открытием, если сказать, что проекты, подобные Крымскому мосту, помимо своего важного идеологического значения, нужны в качестве побудительных мер для развития экономики России. Анализ развития экономики страны показывает решающее влияние данного строительства на показатели экономического роста. Исключительно важно то, что рабочие места создаются в реальном секторе экономики. Проект сооружения моста на Сахалин позволяет создавать рабочие места на Дальнем Востоке страны, что особенно актуально сегодня.

Заключение
С наступлением поры, когда правительство России вынуждено начало сворачивать часть государственных проектов из-за нехватки бюджетных средств, становится необходимым возвращение в экономику больших государственных предприятий, способных взять на себя подряды на ведение значимых для страны работ, и вести подрядные работы с высоким качеством, а также экономией бюджетных средств. Альтернативой этому решению является либеральный принцип «ухода государства из экономики», безответственно применяемый правительством России.

С повышением на мировом рынке цен на нефть и другие энергоносители госбюджет стал получать больше инвалюты, чем это было запланировано на 2017 год. Власть, имею в виду не президента В. Путина и премьер-министра Д. Медведева, а ту власть, которая принимает финансовые решения относительно России, предпочла откладывать излишек в виде валютных накоплений. Между тем, на данный момент не существует ни одной валюты, которая позволяла бы это сделать без риска больших потерь. Наиболее разумным было бы, ничего пока не меняя в финансовом хозяйстве, эмитировать рубли на всю сумму излишков, и запускать их в экономику страны через большие государственные проекты. Разумеется, генподрядчиком должны выступать государственные предприятия. Заключительные строки данного абзаца пишутся в мае 2020 г. За этот период произошли серьёзные изменения. Решения относительно финансов России в основном уже принимает президент страны, нашей страны. Это привело к тому, что в России появился новый премьер-министр М. Мишустин, а также вице-премьер А. Белоусов, который приступил к курированию финансов. В результате появились одна за другой две госкорпорации: «ВЭБ.РФ» и «Нацпроектстрой». Им передаются все масштабные государственные проекты России. Мы как раз к этому призывали.

В связи с тем, что Россия всерьёз становится на путь осуществления больших проектов, хотелось бы внести в них свою лепту. Предлагаю построить железную, дорогу, которая связала бы кратчайшим и наименее затратным путём Охотское море с железной дорогой. Одноколейная дорога от ст. Постышево (пос. Берёзовый) на БАМе до залива Николая должна иметь длину ок. 275 км. Местность там равнинная на всём протяжении ж.д. Дорога не пересекает ни одной заметной реки, и потому на ней не будет дорогостоящих мостов. Охотское море самое богатое рыбой и морепродуктами. Важно, что это море внутреннее. В постройке рыбного порта в зал. Николая заинтересованы рыболовецкие компании это даст им возможность сдавать рыбу совсем рядом с местами промысла. В этом случае затраты на доставку богатств Охотского моря к столам сибиряков, уральцев и Москвичей будут минимальными.

Интересно, что залив Николая отделяет от Сахалина всего около 230 км, включая 21-22 км широкого, но мелководного Амурского лимана, который можно перейти пешком. Из-за того, что станция Постышево на БАМе расположена гораздо ближе к Сибири, Уралу и Москве, чем ст. Селихино, от которой РЖД собирается строить переход на о. Сахалин, то получается, что в нашем случае даже Южный Сахалин оказывается ближе на 120 км, чем в проекте железнодорожников. Северная же часть Сахалина в нашем варианте почти на 300 км ближе к основным центрам России. Помимо сокращения будущих расходов на логистику грузов, проект перехода на Сахалин в районе с. Рыбновск оказывается дешевле, особенно в том случае, если этот проект идёт в качестве продолжения дороги БАМ Охотское море (ст. Постышево зал Николая). В отличие от варианта РЖД, переход через Амурский лиман не предполагает дополнительных затрат на возведения нового моста через Амур при увеличении грузооборота между Сахалином и материком. Нынешний мост через Амур близ Комсомольска-на-Амуре одноколейный; одна лишь мостовая часть, без подходов, составляет 1,5 км.

Алексей  Борисович  Смирнов

опубликовано  в августе  2014  года
аналитик и искатель истины
дополнено 6 декабря 2017 года
второе дополнение 30 мая 2020 года
Метки: государственный подряд, Сергию Радонежскому, Алексей Борисович Смирнов, Магадан, норма прибыли, России, бюджетные средства, частный подряд, переход через Керченский пролив, Бурукан, Николаевска-на Амуре, Сахалин, Чегдомын, РЖД, переход через Татарский пролив
© Авторский сайт Алексея Борисовича Смирнова, 2022, novoruss.ru@gmail.com
 
Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте www.novoruss.ru, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат автору интернет сайта Алексею Смирнову, и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.