Поэтому мы вправе предположить, что первоначальное название города звучало как-то похоже на Москов: Moskau, Moscow, Mosca, Moscou, Moscu.
В наше время скорых коммуникаций старое правило перестаёт работать. Так недавнее переименование Бомбея в Мумбай повлияло на его произношение почти у всех народов мира. Но в былые времена старое правило работало, что мы отметили на примере столицы России. Примем этот общий вывод к сведению. Точности ради добавим, что в финском языке используются два варианта наименования столицы России: Moscova и Moskva. Несложно догадаться, которое из двух названия старше.
Мы видим, как сохранившееся в немецком, английском, итальянском, французском и испанском языках древнее название города Москов, подтверждает верность записи, оставленной летописцем Нестором. В обоих древнейших списках, Лаврентьевском и Ипатьевском, говорится о том, что в 6655-ом году суздальский князь Юрий Владимирович по прозвищу Долгорукий пригласил к себе в гости двоюродного брата Святослава Ольговича, бывшего в ту пору Новгород-Северским князем: «Прииди ко мне брате в Москов, Святослав же ехав к нему с дитём своим Ольгом». Далее в летописи речь идёт о подарках и пире после охоты. Это событие отражено одинаково в упомянутых вариантах «Повести временных лет».
Таким образом, наши сомнения в том, что в древности город назывался Москов, отпадают. Уместно обратиться за помощью к самому великому и могучему. Так, в соответствии с нормами русского языка, от названия Москов образуется прилагательное московский. Тогда как наименованию Москва соответствует прилагательное москвинский. Тот факт, что сегодня эта языковая норма нарушается, говорит о глубоком укоренении нормы московский в русском языке.
Следует сказать, что местные жители издревле назывались московитянами, что тоже говорит об их принадлежности не Москве, но Москову. Это при том, что москвитяне произносить легче. Что ещё раз говорит об укоренении выражений типа московитянин, московитянка. Попутно заметим, что слово московиты относится не к самому городу, а к государственному образованию, которое появилось гораздо позже и называлось Великим княжеством Московским. В Европе это княжество, которое затем превратилось в царство, называли Московией. Существование формы московит говорит о том, что ко времени появления Московского княжества город всё ещё назывался Москов. Нужно сказать, выражение москвич появилось сравнительно недавно. Можно с уверенностью сказать, что в XVIII веке оно ещё не встречалось. Основные исторические вопросы заключаются не в самом факте переименования, а в том, что послужило его причиной, а также когда это произошло. Ниже мы выдвинем свою версию происшедшего.
Однако раз уж мы коснулись имён Москов и Москва, то не можем обойти стороной вопрос происхождения обоих названий. Несомненно, что одно из этих имён дало рождение другому. По нашему глубокому убеждению название реки Москва имеет полностью славянское происхождение. Окончание -ва в наименованиях рек очевидно имеет славянское происхождение. Сторонники угорской версии отмечают, что множество рек, связано с местами обитания угорских племён в настоящем и прошлом. На что мы можем возразить приведя в пример названия рек в местах, где угров никогда не было; например, такие реки, как Драва, Сава, Влтава (на её берегах стоит Прага - нынешняя столица Чехии. В этот перечень можно добавить реку Спрева, переименованную в Шпрее. Сегодняшняя историческая наука, по крайней мере в Зап. Европе, пришла к тому, что угорские и балтские народы пришли из-за Урала гораздо позднее появления в ней славян. Причина такого
вывода заключается в том, что гаплогруппа N1a отсутствует у мужчин в захоронениях старше 3 - 3,5 тыс. лет. Наоборот, в наиболее древних мужских захоронениях Культуры шнуровой керамики (Фатьяновской культуры, в частности), которым 4,5 - 5 тыс. лет, присутствует исключительно гаплогруппа R1a1. Говоря в общем, то окончания слов -ск (в женском роде -ска) характерно для европейских языков, в особенности - для славянских. Среди них можно встретить слова явно древнеславянского происхождения с окончанием -оск/-оска, как в слове моск. Например: воск, лоск/тоска, доска. Наверняка в древности существовало слово роск (либо роска, жен.), от которого до нас дошло слово роскошь. Суффикс -ошь усилил коренное слова.
2. Древний город вятичей
Последние археологические данные говорят о том, что племя (или племена) вятичей пришли в эти места не в
IX , как это ранее считалось, а в
VIII веке. Вполне возможно
, Москов был столицей
всех вятичей. Но
есть вероятность и того, что
город принадлежал лишь одному из племён
. Структура его названия
говорит о том, что Москов был русским, и это был именно город. Сравните: Ростов, Псков, Чернигов, Туров, Тамбов, Львов, Шклов и т.д. В статье
«Из варяг в греки» мы приводим весомые аргументы в пользу того, что этот древний торговый путь шёл
не по Днепру, а по Дону. Первоначально он проходил по Волге и Оке, но создание
Волока Ламского позволило заметно сократить древний путь. Новый маршрут стал проходить по Москва-реке. Вот причина появления большого торжища у села Чертолье (позднее с. Всехсвятское) и Чертольского брода. Поэтому, несмотря на первое письменное упоминание под 6655 (1147) годом, город Москов, вероятно, значительно старше.
В те времена полноводная река Москва имела большое значение для местных жителей. Но именно по этой причине её ширины, на ней не было мостов. Поэтому причиной возникновения поселения именно в этом месте стало наличие единственного брода. Поодаль, сразу за Неглинкой
возвышался
большой холм, на котором был
бор/погост/кладбище
, где вятичи
соборовали/хоронили своих умерших сородичей,
а также капище
на маковице
. Предположительно,
оно было посвящёно
Макоши – на его месте сейчас стоит Успенский собор
. Высокий Боровицкий холм был удобным наблюдательным пунктом и естественной защитой при внезапном нападении противников. Однако жить на самом холме было неудобно, так как туда приходилось бы каждый день таскать воду для себя, хозяйственных нужд и для скотины. По этой причине укрепление на Боровицком холме появилось лишь в самом конце
X века. Очевидно
, его возведение
связано с князем Владимиром Мономахом, который немногим ранее покорил вятичей.
3. Город Москов и крепость на Боровицком холме
Нужно обратить внимание на то, что долгое время город Москов и более позднее укрепление на Боровицком холме не составляли единое целое. Лишь этим можно объяснить то, что в летописях часто встречаются такие наименования, как Кремник, Город-Кремль, Москва, Кремленоград. Вероятнее всего, город Москов управлялся отдельно. Возможно, подобно многим русским городам, им управляло вече. Было ли это вече образовано уже после разгрома племенной верхушки вятичей князем Владимиром Мономахом или оно существовало до той поры, сказать трудно. Но существование самоуправления в первой половине XII века в Москове можно проследить. Конфликт московитян с теми, кто сидел в крепости на холме, дошёл до нас в виде рассказов о поджогах крепости, которые осуществлялись некими язычниками. Сохранились также сказы, в которых отражена кровавая ссора между великим князем Владимирским Андреем Юрьевичем и потомками боярина Кучки. Сегодня уже нет сомнения в том, что такой конфликт был. Кульминацией драмы стало убийство Андрея Боголюбского, за которой последовала развязка - казнь десятка кучковичей, ставших участниками заговора против Владимирского князя. Имена казнённых сохранились. Повествования явно относятся к более позднему периоду, но они позволяют сделать вывод о том, что ссора имела имущественную подоплёку. Наиболее серьёзной причиной конфликта могло быть торжище у брода через реку Москва, приносящее наибольшую прибыль. Долгое время придворные историки утверждали, что за указанными рассказами стояли враги князей московских, так как в них присутствуют симпатии к боярину Степану (Стефану) Кучке. Это указывает на то, что в разгоревшемся конфликте за его спиной могло стоять городское вече.
В сохранившемся списке Тверской летописи XVI века под 6664 годом (1156 г.) обнаружена следующая запись, которую можно было бы считать первым упоминанием названия Москва: «Того же лета князь великий Юрий Володимеричь заложи град Москьву, на устни же Неглинны, выше рекы Яузы». Эта запись, сделанная последней под упомянутым годом, т.е. на свободном месте между предыдущей записью и первой записью 6665-го года, сразу же вызвала подозрения историков. Не вдаваясь в подробности обсуждения, согласимся с тем выводом, что эта запись о Москве была добавлена гораздо позже. Возможно, так проявилось желание отнести название крепости Москва периоду правления великого князя Юрия Долгорукого. Тем самым, сделав его нарекателем крепости на Боровицком холме.
Очевидно в определённый
период нашей истории, кто-то из правящих потомков великого князя Андрея Боголюбского решил избавиться от названия древнего города вятичей Москов, перенеся название крепости на весь город. Как бы то ни было, ни самого указа о переименовании Москова в Москву, ни даже упоминания об изменении названия, нигде не обнаружено. В соответствии с авторским правом, а также из уважения к первым московитянам, нам следовало бы употреблять исконное наименование города Москов, оставив название Москва за крепостью – т. е. за нынешним Кремлём. Именно так поступают немцы, англичане, французы, испанцы и итальянцы. Они это делают неосознанно, а нам надлежало бы сознательно вернуть городу его исконное название.
По нашему глубокому убеждению возвращение старых топонимов не должно ни дискутироваться, ни решаться путём референдумов, ни, тем более, поручаться комиссиями по переименованию. Возвращение изначального названия должно быть закреплено Законом, поскольку это чисто вопрос приоритета, авторства.
4. Важное отступление – о нашем календаре
Приступая к рассказу о древнем календаре наших предков, нужно отметить массу искажений на этот счёт. Здесь явно присутствует злой умысел, т. к. с этим же столкнулись слова народных песен, пословицы и поговорки наших предков.
Раньше у славянских народов год начинался в день весеннего равноденствия. Обычно этот день попадает на 21 марта по существующему календарю, но иногда на 20 марта. Это совпадает с началом нового года у многих народов, и указывает на происхождение от религий, связанных с солнцем. Христианизация славянских народов привела к утрате древнего летоисчисления – к XI в. оно сохранилось только на Руси. Это косвенно подтверждает правоту части современных историков, которые на основе находящихся в научном обороте исторических документов указывает на арианское направление христианства в ту пору на Руси. Об этом говорит и текст «Повести временных лет», и использование древнего календаря. Весеннее равноденствие 2022 года отметило бы наступление 7531 года по древнему календарю. Кто-то может не согласится с названной цифрой, но это заблуждение связано с тем, что позднее указом царя Ивана III празднование начала года было перенесено на 1 сентября. Для различения наши историки даже придумали такие названия, как мартовский и сентябрьский календарь. Поэтому сегодня, 10 августа, когда мы пишем эти строки, на сентябрьском календаре ещё не закончился 7530 г.
Переход на сентябрьский календарь, вместе с началом 1 числа, поломали привычный ход. Это способствовало появлению местных названий. Придумывали кто во что горазд. Так что лишь немногие названия месяцев дошли до наших дней. Вероятно, этому способствовала церковь. Вот древние славянские названия месяцев: белояр, цветень, травень, кресень, червень, серпень, велесень, грудень, овсень, студень, крышень, лютень. Конечно, месяц велесень, начинавшийся в день осеннего равноденствия, не мог сохраниться ни у одного из славянских народов.
Царь Иван III объявил новое начало года в 7000 г. Царь Пётр I перевёл Россию на европейское летоисчисление, и, вдобавок, объявил началом года 1 января 1700 г. В это время у нас шёл 7208 г. К тому же, царь заставил использовать европейские названия месяцев, которыми мы до сих пор пользуемся – январь, февраль, март и т. д.
Т. к. Пётр I тогда принял характерный для греческой церкви Юлианский календарь - 365 дней в году и 366 дней в високосный год, то этим дело не закончилось. Католическая и протестантская Европа пользовалась Григорианским, другим и более точным календарём, по которому периодически отрезался 1 день. В 1572 г. было отрезано сразу 10 «лишних» дней, набежавших к тому времени с той поры, когда в Назарете родился Христос. Позднее папы своими эдиктами трижды отрезали по 1 дню. Ленин ликвидировал разницу в 13 дней между двумя христианскими календарями, и в РСФСР вместо 1 февраля 1918 г. наступило сразу
14 февраля.
Утратив древний календарь, мы не потеряли возможность его восстановить. Вполне вероятно, древний календарь наших предков был лунно-солнечным, что характерно для календарей, начинающихся в день весеннего равноденствия, т. е. 21 (или 20) марта. У обнаруженного при раскопках города Ниппур календаря шумеров процедура интеркаляции (согласование солнечных и лунных циклов) занимала 19 лет. Существующий Еврейский календарь, по-видимому, является вариацией шумерского, т. к. он тоже имеет 19-летний цикл, а его начало приходится на тот же 3760 год до н. э. Существенная разница между этими двумя календарями заключается в том, что у евреев год начинается осенью, тогда как по шумерскому календарю год начинался в день весеннего равноденствия. Поэтому по календарю шумеров 21 марта 2022 г. наступил 5784 г., тогда как у ныне живущих евреев он наступит только в сентябре. Принимая во внимание родство наших предков, ариев, с шумерами, имевшими ту же мужскую гаплогруппу R1a1, а также с коленом левитов у евреев, то можно с осторожностью предположить сходство между их календарями. Старотибетский язык шумеров и семитский язык евреев-левитов очевидно связан с их материнскими линиями.
Можно только поблагодарить тех, кто сохранил Еврейский календарь и до сих пор им пользуется. Израильтяне живут по-своему календарю, но при необходимости свободно ориентируются в международном. Не знаем, насколько уместна была бы реставрация древнего славянского календаря по образцу календаря шумеров и возвращение к 7531 г., но умение разбираться в календарных поправках считаем полезным. Для тех же, кто не хочет разбираться или не может, существуют календари на каждый год и на много лет вперёд.
5. Церковь Флора и Лавра на месте Велесова капища
В материале «К истории Москвы» мы достаточно подробно сказали об инструкциях папы Григория I (ок. 540-604 г.г.), а также о постройке древнейших христианских храмов на месте языческих капищ. В той статье мы упомянули три такие церкви: две были на Боровицком холме, и одна - на Чертольской горе. Ниже мы расскажем ещё о двух.
В пантеоне славянского язычества был бог, капища которому стояли во всех больших селениях, потому что он - Велес - считался покровителем скота. Позднее аналогом Велеса в русском христианстве стал Св. Флор, к которому добавили также Св. Лавра; тем самым, Фрол и Лавр стали, что называется, «работать на пару». Подобно людям, домашние животные время от времени, болеют, рожают, получают болезненные раны. По этим причинам владельцы лошадей, коров и мелкого скота постоянно обращались за помощью к Велесу, а затем - к его «наследнику» Флору. У людей было меньше свободного времени, чем сегодня – рутинные хозяйственные работы занимали много времени. С просьбами к Велесу постоянно кто-нибудь обращался. По этой причине они всегда располагались в местах больших поселений.
Первая московская деревянная церковь Флора и Лавра стояла неподалёку от Фроловских ворот Кремля. Известно, что она сгорела в большом пожаре в 1547 году. После чего храм перенесли в Мясники. Нужно сказать, что первый Московский кремль был построен князем Иваном Калитой. Строительство заняло всего 4 месяца – оно продолжало с ноября 1339 г. по март 1340 г. Стены и башни Кремля были дубовыми. До той поры укрепление на вершине Боровицкого холма было гораздо меньше по площади, и называлось Кремник. Ранее мы уже говорили о главных воротах Кремника. Были ещё одни ворота, которые выходили к месту впадения р. Неглинки в Москва-реку; они назывались Боровицкими. Из главных ворот вниз по пологому склону холма спускались две дороги. Та, что шла прямо, проходила у подножия храма Флора и Лавра. Отсюда
название башни – Фроловская. Соответственно, её ворота назывались Фроловскими. Спустя короткий срок юный московский князь Дмитрий Иванович, впоследствии вошедший в русскую историю под именем Дмитрий Донской, на том же месте возвёл белокаменные стены с башнями. Произошло это в 1366 – 1368 годах. Новая Фроловская башня была построена одной из первых – в 1367 г., из-за того, что это направление было наиболее слабым. Наставником князя был будущий святой Алексий, митрополит Московский. Как только работы были завершены, у каменных стен Кремля появилось войско Ольгерта, великого князя Литовского. Литовские князья традиционно защищали интересы своих сородичей – князей Тверских. Новенький каменный Кремль выдержал две осады со стороны Ольгерта. В середине XVII века на Фроловских воротах появилась икона Спаса Нерукотворного. Спустя какое-то время царь Алексей Михайлович переименовал эти ворота в Спасские. Интересно, что данная церковь в русской истории почему-то сохранилась в истории под названием церковь Флора и Лавра у Спасских ворот, хотя весь период её существования ворота назывались Фроловскими. Это лишний раз призывает нас к осторожности при обращении к письменным источникам, которые появились гораздо позже события. Археологами установлено, что Кремль, тогда ещё деревянный, изначально по размеру был почти таким, как сейчас. Расположение его стен, за исключением угловой Арсенальной башни, которая появилась гораздо позднее, соответствовало нынешним кирпичным стенам Кремля. Долгое время на месте нынешней Арсенальной башни был большой колодец, которым пользовались местные жители.
Спустя короткое время на месте пожарища, оставшегося после церкви Святых Флора и Лавра, была построена другая деревянная церковь. Она простояла недолго, её разобрали и перенесли на другое место. Уже в 1555 г. началось строительство каменного шедевра, освящённого, как Покровский собор, который стал всемирно известен под именем Храм Василия Блаженного. Его строительство закончилось в 1561 году. Во времена лихолетья этому храму повезло гораздо больше, чем большинству церквей, стоявших в центральной части Москвы и на территории Кремля. Сегодня холм, на котором расположен этот храм, стал заметно ниже. На его месте серьёзных раскопок
пока не велось. Тем не менее, мы полагаем, что, на месте Храма Василия Блаженного первоначально стояло капище Велеса, которое в процессе христианизации было превращено в упомянутую церковь Фрола и Лавра «у Спасских ворот». На эту гипотезу нас наводят сходные функции языческого бога и христианских святых, так, как они понимаются простым людом; то есть, в их приземлённом значении.
Существует ещё одна деталь, которая говорит в пользу нашего предположения о существовании капища на холме церкви Василия Блаженного – это другое капище, которое было посвящено Купале, как это следует из языческих источников. Оно стояло в Зарядье, у самого берега Москва-реки, там, где прежде были заливные луга. На его месте позднее был построен первый деревянный храм Николы Мокрого. Даже после постройки здесь каменной церкви, москвичи продолжали называть этот прежним именем - Никола Мокрый, хотя после своей перестройки в камне, храм этот был уже освящён в честь Покрова Божьей Матери. Николаю Угоднику там был отведён лишь один из двух пределов. Названная каменная церковь была снесена в 1932 году. Переулок, где стоял этот храм, тоже носил наименование Мокринского; к сожалению, при сносе Зарядья этот переулок был также уничтожен.
Археологические раскопки, проведённые в этом месте Москвы, позволили обнаружить остатки одной из древнейших улиц города, которая называлась Великой. По данным археологов, эта улица соединяла пристань у храма Николы Мокрого (как мы знаем, на этом месте когда-то располагалось капище Купалы) и Фроловский собор (когда-то здесь было капище Велеса). Полагаем, что название улицы Великая говорит о том, что она была гораздо длиннее, и проходила далее до городского источника, на месте которого позднее возвели последнюю башню Кремля - Арсенальную. К сожалению, в наши дни вряд ли удастся обнаружить остальную часть Великой, так как после появления Кремля на этом месте был возведён широкий и глубокий крепостной ров.
6. Успенский собор на месте капища Макоши
На маковице Боровицкого холма, как мы предположили в первой статье нашего исторического триптиха, располагалось важное по своему значению племенное капище. На основании этого мы думаем, что оно было посвящено Макоше – богине вятичей. В процессе христианизации, на его месте был воздвигнут Успенский Собор. Неподалёку от него располагалось другое капище, нижнее - со стороны Москва-реки. Оно, вероятно, было родовым и имело отношение к селу Боровицы, которое стояло под холмом на берегу реки. Небольшая территория и расположение Боровиц говорит о том, что данное поселение не могло быть важным селением. Село Чертолье за р. Неглинкой со своим торжищем и бродом через Москва-реку было весьма важным пунктом. Оно могло дать начало городу, но располагалось в незащищённом месте. А вот третье поселение, если оно, в самом деле, располагалось у северо-восточного подножия Боровицкого холма, вполне могло быть главным. В таком случае капища, посвящённые Велесу и Ивану Купале, вкупе с главным капищем на Боровицком холме, указывают на то, что это и был летописный город Москов.
Согласно выводам по результатам археологических раскопок на территории Кремля, ров, когда-то отделявший вершину Боровицкого холма от его нижней части, был сделан в конце XI века. Объём проделанных работ был не столь велик: была лишь убрана перемычка между двумя оврагами, спускавшимися, соответственно, к р. Неглинке и Москва-реке, а также углублены сами овраги в их верхней части. Неизвестно, как выглядели укрепления. Но если там был хотя бы частокол с воротами и подъёмным мостом, то этого было достаточно, чтобы называть укрепление кремником.
Несмотря на то, что предания о боярине Стефане Ивановиче Кучке и его родственниках во многом имеют реальную основу, мы не склонны принимать версию о существовании в те времена некоего села Кучково. Хотя бы по той причине, что известное из московских летописей место называлось не кучковское, но Кучково поле. Данное
название говорит о принадлежности, то есть, об имени владельца поля.
Очевидно, Москов был как раз столицей того племени вятичей, восстание которого было подавлено князем Владимиром Мономахом, как это следует из Повести временных лет. Нужно понимать, что за словом восстание в изложении летописца может скрываться что-то иное. Мы уже знаем, что после установления своей власти князь Владимир Всеволодович построил Кремник для своей дружины. В то же время, сам город Москов мог возглавлять кто-то из местной элиты. Этим человеком, вполне, мог оказаться боярин Кучка, так как с вождём племени, а также их потомками могли расправиться завоеватели. Сказанное сводится к тому, что Кучку вряд ли можно считать основателем города Москова – будущей Москвы. Весьма вероятно, что он был избран главой города.
Наиболее правильным выглядит вывод, что город Москов не был основан ни боярином Кучкой, ни князем Юрием Долгоруким, ни даже его отцом князем Владимиром Мономахом, а существовал до них. Подобно многим древним городам Руси, Москов появился значительно раньше даты первого летописного упоминания о нём. Главная причина отсутствия летописных упоминаний заключается в том, что христианизация Руси сопровождалась уничтожением артефактов. Осознав этот факт, нам следует перейти на датировку появления древнейших городов Руси, исходя из результатов археологических раскопок. Опровергнуть, либо подтвердить правильность наших рассуждений о более древней истории города могли бы раскопки на территории бывшего древнего Москова. В первую очередь следовало бы исследовать культурные слои под нынешней Красной площадью и на Васильевском спуске; в первую очередь, в тех местах, где не было кремлёвского рва. Вполне возможно, здесь могут быть найдены артефакты IX и даже VIII веков.
Вместе с тем, мы не можем исключать того, что какие-то ближние московские сёла могли входить в вотчину предков боярина Кучки, который не раз упоминался в исторических материалах и народный преданиях. Некоторые поселения вокруг Москова, как и сам этот город, наверняка старше укрепления на Боровицком холме, от которого часть исследователей ведёт свой отсчёт историографии Москвы. Какие-то из поглощённых Москвой сёл, могут оказаться гораздо старше даже самого города Москова. Так, ранее мы уже говорили о том, что поселение Чертолье у брода через реку Москва могло быть весьма и весьма древним.
Заключение
Предположение о том
, что
укрепление на Боровицком холме,
Кремник, было сооружёно князем Владимиром Всеволодовичем было высказано ещё
в первой части нашего триптиха, которая называется
«К истории Москвы». В те времена только по воле князя
можно было проложить дорогу от основанного им в 1108 году Владимира-на-Оке до Кремника и брода через Москва-реку
. Некоторые современные историки в серьёз считают, что древние дороги протаптывались людьми и наезжались повозками. На самом деле, для при постройке той же Стромынки понадобилось десятки сооружений: мосты, гати. Отдельные участки укреплялись камнем.
Соорудили два больший моста - через реки Клязьму и Яузу, которые выдерживали ледоход и половодье.
Стромынка связала с
Московом как тогдашнюю столицу княжества Ростов, так и две будущие - Суздаль и Владимир.
О Стромынке, а также о других дорогах рассказывается в заключительной части нашего исторического триптиха, которая называется
«Древние московские дороги».
Важно
отметить, что только сам князь (либо кто-то по его велению) мог сносить капища в Москове и его округе, превращая их в христианские церкви
. Ибо только у князя доставало для этого власти и силы.
Наш анализ явился продолжением начатого в первой статье исторического триптиха, и помог прийти к выводу, что первоначальное наименование города было
Москов, а его жителями были
московитяне. Позднее город был переименован в Москву
. Первоначально Москвой называлась крепость, возведённая на Боровицком холме. Имя этой крепости было дано не великими князьями Владимиром Мономахом и Юрием Долгоруким, а кем-то из потомков
.
В данной работе высказано предположение о том, что исторический город
Москов, возможно, располагался непосредственно у северо-восточного подножия Боровицкого холма, и
по возрасту был значительно старше 1147 г.
, под которым он был
впервые упомянут в письменном источнике. Территория Москова включала нынешнюю Красную площадь вместе с капищем Велесу, которое располагалось на месте нынешнего Храма Василия Блаженного.