посвящается  преподобному

Сергию Радонежскому

Древняя московская мозаика

сайт

Алексея  Смирнова

На сегодняшний день папка «Разное» включает следующие разделы:

Древняя московская мозаика

продолжение эссе

Разглядывая древнюю мозаику, в которой утрачено много камней, реставратор понимает, что восстановить утраченное можно только применив строгий анализ, а также воображение. Основанная на фактах гипотеза позволяет сложить камни старой мозаики в единое целое, заполнив недостающее, то же самое можно сказать о научном методе. В данном случае, мы применяем оба этих подхода к истории древней Москвы.

1.
Подобно тому, как это было сделано в статье «К истории Москвы», мы начнём с лингвистического анализа.

В московских летописях можно встретить следующие наименования будущей столицы России: Москов, Кремник, Москва, Город-Кремль, Москва-Кремник, Кремленоград; возможно, мы здесь что-нибудь упустили. Однако, если мы обратимся к соседним языкам, то в них встречается лишь два варианта. Естественно, наиболее распространённым является наименование Москва - Moskva, Moskwa, Maskva, Moszkva и т. д., потому что последние столетия город живёт под этим названием. В то же время, топоним Москов не столь уж редок - Moscow, Moskau, Moskou, Moscu, Moscovo, Маескуы, Moscova.
Фроловская (Спасская) башня Кремля

На картине справа: Фроловская (с 1658 г. Спасская) башня Кремля. С 1368 г. на этом месте была Фроловская стрельница. Слева: Храм Василия Блаженного; на его месте до 1547 г. стояла церковь Флора и Лавра.

В арабском языке название города произносится, как «муску», а в финнском есть оба варианта: Moscova и Moskva. Характерно, что во всех языках, в которых слышится «москов» в названии города, название Москва-реки всегда адекватно русскому: Moscow-Moskva (английский), Moskau-Moskwa (немецкий), Mosca-Moscova (итальянский), Moscou-Moscova (французский), Moscu-Moscova (испанский). Данные примеры позволяют сделать два вывода. Первый заключается в том, что русские летописные наименования Кремник, Город-Кремль, Москва-Кремник и Кремленоград являются чем-то внутренним, тогда как для окружающего мира остаются всего лишь два варианта наименования города: Москва и Москов. Можно предположить, что название Москов старше, потому что закрепилось в языках отдалённых народов. Тогда как наименование Москва обычно применяется ближайшими народами, с которыми постоянно поддерживаются тесные отношения; поэтому перемена русского названия обычно адекватно отражается в их языках. При этом, как было сказано, в финском языке существуют оба наименования. Как прежде, так и сейчас, если иностранец использует слово Кремль, то оно не относится ко всему городу, но лишь к определённой его части.

Широко известна летописная фраза о том, что в 6655-ом году суздальский князь Юрий Владимирович по прозвищу Долгорукий пригласил Святослава Ольговича, который в тот момент был новгород-северским князем, к себе в гости: «Прииди ко мне брате в Москов, Святослав же ехав к нему с дитём своим Ольгом». Далее речь идёт о подарках и пире после охоты. Это событие отражено сразу в двух списках «Повести временных лет»: в самом древнем списке - Лаврентьевской летописи (1377 г.), а также в Ипатьевском списке. Гораздо позже, в Тверской летописи XVI века обнаружена следующая запись под 6664 годом: «Того же лета князь великий Юрий Володимеричь заложи град Москьву, на устни же Неглинны, выше рекы Яузы». Годы 6655 и 6664 соответствуют 1147 г. и 1156 г. в нынешнем летоисчислении.

Существует заблуждение, что старый русский календарь, по которому первое упоминание о городе Москове датируется 6655 годом, каким-то образом связан с христианством и Библией. Официальная история заявляет, что русская православная церковь вела своё летоисчисление то ли от момента сотворения мира, то ли от всемирного потопа
якобы на основании вычислений, сделанных по тексту Торы (Пятикнижие Моисея). На самом деле это не так. Датированная часть истории древней Руси в упомянутой выше Несторовой летописи начинается с 6360 года (852 года по христианскому стилю). Это намного раньше момента крещения Руси. Русская церковь долгое время не была самостоятельной, заимствуя всё от греческой церкви. Если бы русский летописец решил привнести что-то своё (с чего бы вдруг?), например, ввести свой календарь, то ему пришлось бы пересчитывать все имеющиеся в его распоряжении даты. Нет, русский календарь имеет свою древнюю историю, и своим происхождением никак не связан с приходом христианства на Русь. С приходом христианства древний календарь был воспринят церковью, и Русь продолжала им пользоваться до того момента, когда царь Пётр I соизволил перейти на европейский календарь. Разница заключалась в том, что наши предки пользовались солнечным календарём, который был привязан к движению Солнца по эклиптике. Поэтому новый год начинался в день осеннего равноденствия 22 сентября, а с приходом христианства, год стал начинаться 1 сентября (14 сентября по Новому стилю).  Наличие своего календаря является ярким свидетельством высокой культуры наших предков, и берёт своё начало в доарийском периоде. В 2016 году  днём осеннего равноденствия начался 7525 год по календарю наших предков. Тем самым, древнерусский календарь являлся бы самым древним в мире, если бы мы продолжали им пользоваться.

Часть историков обоснованно подвергают сомнению подлинность записи в Тверской летописи и указывают на то, что она была сделана последней из всех под 6664 годом. Однако, как уже неоднократно отмечалось исследователями русской истории, летописное заложил не является синонимом слова основал. Вероятнее всего, запись в Тверской летописи, будь она настоящей или фальшивой, отметила постройку новых стен и укреплений московской крепости. На основании лингвистического анализа и указанных летописных записей можно с большой уверенностью говорить о том, что название Москов древнее, чем Москва.

Сказанное подтверждается тем, что, в соответствии с нормами русского языка, прилагательное московский образуется от слова Москов. Тогда как от слова Москва образуется прилагательное москвинский. Тот факт, что в этой языковой норме даже возникло исключение, в результате чего прилагательное московский продолжает использоваться в отношении Москвы, говорит о том, что город первоначально назывался Московом.

Следует также добавить, что местные жители издревле назывались московитянами, что тоже говорит об их принадлежности Москову. Попутно замечу, что название московиты относится не к самому городу, а к государственному образованию, которое появилось позже и называлось Великим княжеством Московским, который в Европе называли Московией. Выражение москвичи появилось сравнительно недавно, когда город уже долгое время жил с наименованием Москва. Основной исторический вопрос заключается в том, что послужило причиной переименования; ответа на него пока нет.

Что касается Кремника из московских летописей, то это, очевидно, первоначально было не имя, но военный термин, обозначивший некое укрепление на Боровицком холме. Позднее термин Кремник превратился в название. То же самое можно сказать и о Кремле, который представляет собой разросшуюся в размерах более позднюю крепость, которая заняла весь холм, включая пологое северо-восточное подножие. Бросается в глаза лишь то, что довольно распространённый термин использовался в качестве топонима, и поэтому его писали с заглавной буквы. Впрочем, большая буква в начале слова могла просто играть роль артикля – в поздний период заглавная буква стала отличать московский Кремль от своих собратьев в других городах России.

2.
В материале «К истории Москвы», который уже был упомянут выше, мы достаточно много говорили об известных инструкциях папы Григория I (ок. 540-604 г.г.), а также о постройке древнейших христианских храмов на месте языческих капищ. Там мы упомянули три такие церкви – две на Боровицком холме, и одну на Чертольской горе. Теперь мы расскажем ещё о двух.

В пантеоне славянского язычества был бог, капища которому стояли во всех больших селениях, потому что он - Велес - считался покровителем скота. Позднее аналогом Велеса в русском христианстве стал Св. Флор, к которому добавили также Св. Лавра; тем самым, Фрол и Лавр стали, что называется, «работать на пару». Подобно людям, домашние животные время от времени, болеют, рожают, получают болезненные раны. По этим причинам владельцы лошадей, коров и мелкого скота постоянно обращались за помощью к Велесу, а затем - к его «наследнику» Флору. У людей было меньше свободного времени, чем сегодня – рутинные хозяйственные работы занимали много времени. Вот почему капища Велесу, в отличие от других богов языческого пантеона, были востребованы по месту жительства людей. По этой причине они всегда располагались в местах больших поселений.

Первая московская деревянная церковь Флора и Лавра стояла неподалёку от Фроловских ворот Кремля. Известно, что она сгорела в большом пожаре в 1547 году. После чего храм перенесли в Мясники. Нужно отметить, что эти ворота ещё долго сохраняли своё изначальное название - Фроловские. В середине XVII века на них появилась икона Спаса Нерукотворного. Спустя какое-то время царь Алексей Михайлович переименовал эти ворота в Спасские. Интересно, что данная церковь в русской истории почему-то сохранилась в истории под названием церковь  Флора и Лавра у Спасских ворот, хотя весь период её существования ворота назывались Фроловскими.  Это лишний раз призывает нас к осторожности при обращении к письменным источникам, которые появились гораздо позже события.

Если вернуться во времени назад, то установлено, что при сооружении новой большой крепости, в 1367-68 г.г. была воздвигнута Фроловская стрельница с воротами. Первый Кремль, тогда ещё деревянный, был гораздо больше старого Кремника. Расположение его стен, за исключением угловой Арсенальной башни, которая появилась гораздо позднее, соответствовало нынешним каменным стенам Кремля. На месте нынешней Арсенальной башни был большой колодец, которым пользовались местные жители. Археологические раскопки на территории Кремля показывают, что Кремник на Боровицком холме имел единственные ворота в северо-восточном направлении, из которых начинались две дороги: одна спускалась прямо вниз, другая же шла вниз наискось в сторону р. Неглинки. Та, из двух дорог, что спускалась прямо вниз к нынешней Спасской (а тогда Фроловской) башне, проходила поблизости от того места, на котором сейчас стоит всемирно известный Храм Василия Блаженного, официально освящённый как Покровский Собор. Раньше небольшой холм, на котором расположен этот храм, был заметно выше и красивее. Разумеется, на его месте археологи пока не работали. Тем не менее, можно предположить, что, на месте Храма Василия Блаженного первоначально стояло капище Велеса, которое в процессе христианизации было превращено в упомянутую церковь Фрола и Лавра «у Спасских ворот». На эту гипотезу нас наводят сходные функции языческого бога и христианских святых, так, как они понимаются простым людом; то есть, в их приземлённом значении.

Существует ещё одна деталь, которая говорит в пользу нашего предположения о существовании капища на холме церкви Василия Блаженного – это другое капище, которое было посвящено Ивану Купале, как это следует из языческих источников. Оно стояло в Зарядье, у самого берега Москва-реки, там, где прежде были заливные луга. На его месте позднее был построен первый деревянный храм Николы Мокрого. Даже после постройки здесь каменной церкви, москвичи продолжали называть этот прежним именем - Никола Мокрый, хотя после своей перестройки в камне, храм этот был уже освящён в честь Покрова Божьей Матери. Николаю Угоднику там был отведён лишь один из двух пределов. Названная каменная церковь была снесена в 1932 году. Переулок, где стоял этот храм, тоже носил наименование Мокринского; к сожалению, при сносе Зарядья этот переулок был также уничтожен.

3.
На маковице Боровицкого холма, как мы предположили в первой статье нашего исторического триптиха, располагалось важное по своему значению племенное капище. В процессе христианизации, на его месте был воздвигнут Успенский Собор. Неподалёку от него располагалось другое капище, нижнее - со стороны Москва-реки. Оно, вероятно, было родовым и имело отношение к селу Боровицы, которое стояло под холмом на берегу реки. Небольшая территория и расположение Боровиц говорит о том, что данное поселение не могло быть важным селением. Село Чертолье за р. Неглинкой со своим торжищем и бродом через Москва-реку было весьма важным пунктом. Оно могло дать начало городу, но располагалось в незащищённом месте. А вот третье поселение, если оно, в самом деле,  располагалось у северо-восточного подножия Боровицкого холма, вполне могло быть главным. И тогда капища, посвящённые Велесу и Ивану Купале, вкупе с главным капищем на Боровицком холме, указывают на то, что это и был летописный Москов.

Здесь необходимо отметить, что конструкция топонима Москов характерна именно для городских поселений. Сравните: Ростов, Псков, Тамбов, Шклов, Львов, Льгов, Саров, Ардатов и прочие. Таким образом, топоним Москов мог относиться только к городу. Наличие же единственного в этих местах города говорит о том, что именно Москов был столицей племени. Если не всего племени вятичей, то одного из суб-племён. Москов был удачно расположен - мы уже отмечали наличие большой реки, брода и высокого холма.

Согласно выводам археологическим раскопок на территории Кремля, ров, когда-то отделявший вершину Боровицкого холма от его нижней части, был сделан в конце XI века. Объём проделанных работ был не столь велик: была лишь убрана перемычка между двумя оврагами, спускавшимися, соответственно, к р. Неглинке и Москва-реке, а также углублены сами овраги в их верхней части. Неизвестно, как выглядели укрепления. Но если там был хотя бы частокол с воротами и подъёмным мостом, то этого было достаточно, чтобы называть укрепление кремником.

Хотя предания о боярине Стефане Ивановиче Кучке и его родственниках во многом имеют реальную основу, да и сам он вместе с приближёнными действительно жили в тот период, о котором идёт речь. Тем не менее, мы не склонны принимать версию о существовании в те времена некоего села Кучково. Хотя бы потому, что известное из московских летописей место называлось не кучковское, но Кучково поле. Данное название говорит об имени владельца поля, но от него нельзя образовать наименования села.

Вполне возможно, что Москов был, как раз столицей того племени (или суб-племени) вятичей, восстание которого было подавлено князем Владимиром Мономахом, как это следует из Повести временных лет. После установления своей власти князь Владимир Всеволодович мог назначить своего боярина или воеводу, чтобы править Московом и его окрестностями. Однако, в этом случае, боярин Кучка, вряд ли мог быть потомком вождя племени, чтобы претендовать на историческое право стать основателем Москова – будущей Москвы.

Таким образом, мы приходим к выводу, что Москов, по всей вероятности, не был основан ни боярином Кучкой, ни князем Юрием Долгоруким, ни даже его отцом князем Владимиром Мономахом, но существовал до него. То есть, подобно многим древним городам Руси, Москов появился значительно раньше даты первого летописного упоминания о нём. Опровергнуть, либо подтвердить правильность наших рассуждений могли бы только раскопки на территории бывшего древнего Москова. В первую очередь, следует исследовать культурные слои под нынешней Красной площадью и на Васильевском спуске; в тех частях, где не было когда-то кремлёвского рва. Весьма возможно, что город был основан с приходом в эти края вятичей; то есть не позднее второй половины Х века.

Вместе с тем, мы не можем исключать того, что какие-то ближние московские сёла могли входить в вотчину предков боярина Кучки, который не раз упоминался в исторических материалах и народный преданиях. Некоторые поселения вокруг Москова, как и сам этот город, наверняка старше укрепления на Боровицком холме, от которого часть исследователей берёт свой отсчёт историография Москвы. Какие-то из поглощённых Москвой сёл, могут оказаться гораздо старше даже самого города Москова. Так, ранее мы уже говорили о том, что поселение Чертолье у брода через реку Москва может оказаться весьма и весьма древним.

Можно выдвинуть несколько причин последующего изменения названия города Москов на Москву. Возможно, например, что наименование Москва объединило несколько топонимов в один. В первую очередь, это относится к Кремнику, Кремлю и самому Москову. Тогда это произошло естественным путём. Но нельзя также исключать и того, что переименование было вызвано политическими причинами, потому что вокруг боярина Кучки веками в народе было много слухов, а имя Москов в молве как-то связывалось с Кучкой и его семьёй. Возможно, могут быть и другие причины, но сам факт изменения первоначального названия достаточно очевиден.

Заключение
В эссе «К истории Москвы» была уже высказана гипотеза, по которой укрепление на Боровицком холме – Кремник, - был сооружён князем Владимиром Всеволодовичем Мономахом. Поскольку в те времена только по воле князя можно было проложить дорогу от основанного им в 1108 году Владимира-на-Оке до Кремника  и брода через реку Москву. Для этого на Стромынке потребовалось построить десятки сооружений, включая мосты через реки Клязьму и Яузу. Мы можем добавить, что Стромынка связала Владимир, Суздаль и Москов. Необходимо также подчеркнуть, что только сам князь, либо кто-то по его велению, мог сносить капища в Москове и его округе, превращая их в христианские церкви.

Наш анализ явился продолжением начатого в первой статье исторического триптиха, и помог прийти к выводу, что первоначальное наименование города было Москов, а его жителями были московитяне. И лишь позднее он был переименован в город Москва. При этом, причина смены имени города могла быть как естественной (слияние географических наименований), так и носить субъективный характер.

В данной работе высказано важное предположение о том, что исторический город Москов, возможно, располагался непосредственно у северо-восточного подножия Боровицкого холма, и по возрасту был значительно старше 1147 г., под которым он впервые был упомянут в письменном источнике. Территория Москова включала нынешнюю Красную площадь вместе с капищем Велесу, которое располагалось на месте нынешнего Храма Василия Блаженного.

Алексей Борисович Смирнов

опубликовано 25 января 2016 года
последнее дополнение 22 декабря 2016 года
Метки: Москов, Москва, Кремник, Кремль, Фроловская стрельница, капище Велеса, капище Ивана Купалы, Алексей Борисович Смирнов, Стефане Ивановиче Кучке, Кучково, церковь Флора и Лавра у Спасских ворот, Фроловские (Спасские) ворота, Николы Мокрого, Стромынка, князь Владимир Мономах
© Авторский сайт Алексея Борисовича Смирнова, 2017, novoruss.ru@gmail.com
 
Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте www.novoruss.ru, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат автору интернет сайта Алексею Смирнову, и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.