посвящается  преподобному

Сергию Радонежскому

К истории Москвы

сайт

Алексея  Смирнова

На сегодняшний день папка «Разное» включает следующие разделы:

Страницы истории Москвы

Для тех, кто стремится глубже знать её историю. Начало эссе

Если вы знаете историю Москвы, и хотите при этом открыть для себя что-то новое об этом величественном городе, то этот рассказ для вас. Проблема многих любителей старины заключается в том, что они постоянно наталкиваются на одно и то же изложение, переписанное многими авторами. Что-то новое проходит мимо вас из-за отсутствия рекламы и того, как работают известные поисковые системы в интернете, включая российский Яндекс. Между тем, мы придерживаемся того принципа, что нужная вещь в рекламе не нуждается, и потому нас всё-таки находят.

Мы уверены в том, что даже большой знаток истории Москвы найдёт для себя что-то новое в каждом из трёх эссе, составляющих наш триптих. Получит возможность поразмышлять вместе с нами и, надеемся, что это поможет части читателей разглядеть новые горизонты в процессе изучения Москвы.
 
1. Боровицкий холм
 
Кто бы ни писал об истории Москвы, обязательно упомянет в своём повествовании Боровицкий холм, с которого, как многие считают, началась история великого города. Обычно авторы мимоходом говорят о том, что название Боровицкий холм появилось по той причине, что некогда на этом холме стоял густой лес. По какой-то причине эта странная версия не подвергается сомнению, хотя её опровергает само это наименование - Боровицкий.

Напомним, что в русском языке от существительного бор - в его общеупотребительном значении образуется совсем другое прилагательное боровской, а не боровицкий. Вероятнее всего, слово боровицкий происходит от названия селения Боровицы или Боровичи, которое находилось на берегу реки Москва у крутого подножия холма. Сей факт хорошо известен из московских летописей. Село Боровицы, видимо, исчезло в XIV веке при расширении укрепления на Боровицком холме. В результате произведённых тогда работ появился первый деревянный Кремль, и его деревянные стены шагнули ближе к кромке воды, чем это было в те времена, когда на холме стоял небольшой Кремник. Вариант наименования селения Боровичи, который изредка встречается в московских хрониках, в нашем случае ничего не меняет, т. к. от него образуется одинаковое притяжательное прилагательное, а также топоним Боровицкий. Нужно заметить, что подобная замена «ц» на «ч» в русских летописях не является исключением.
Подобные места в старых русских городах, как правило, назывались подолом. Несмотря на то, что в Москве не было Подола, историки иногда употребляют слово подол, но это не должно вводить в заблуждение знатока – в московских хрониках вы не встретите этого слова. А вот то, что у Кремника, не говоря уже о Кремле, не было подола, наводит на мысль, что Боровицы были старше укрепления на холме. Наше предположение подкрепляется тем, что холм носит название Боровицкий. То есть, назван по упомянутому выше селу.

Выходит, что жители Боровиц заслуживают большего права считаться первыми москвичам, чем княжеские дружинники, расположившиеся в Кремнике, который был построен в самом конце XI века. Кому, как ни жителям Боровиц, довелось потрудиться на том строительстве. Можно предположить, что с внутренней стороны той части Кремлёвской стены, которая обращена к Москва-реке, археологические раскопки могли бы обнаружить более древние артефакты по сравнению с ранее найденными на самом Боровицком холме. Древнейшие находки могут быть связаны с селом Боровицы.

Конечно же, помимо боровичан, были и другие старые москвичи. Мы не сомневаемся в том, что город вятичей Москов тоже был гораздо старше Кремника на Боровицком холме. Именно этот город является предшественником Москвы. О том, где располагался этот город, мы подробнее расскажем в следующей статье нашего исторического триптиха о рождении Москвы. Видимо, название холму – Боровицкий, было дано жителями Москова, так как село Боровицы было для них за холмом. Чуть ниже вы узнаете о том, что за бор устроили древние московитяне на холме.

2. Бор – это место для соборования

Если обратиться к этимологии слова бор, то можно обнаружить, что помимо основного значения слова бор, то есть, лес, есть другое, которое как раз подходит к ситуации того времени, когда зарождалась Москва. В русском языке слово бор также означает кладбище. Об этом сообщает в своём словаре В. И. Даль. Правда, он почему-то относит данное значение слова только к Новгородскому говору. Возможно, лишь потому, что в XIX веке это значение оставалось только у новгородцев. Как тут ни вспомнить, что местный боярин Стефан Иванов Кучка был из новгородцев? Впрочем, Кучка здесь упомянут только к слову; хотя и здесь может что-то от нас скрываться. Особенностью употребления слова бор в двух его значениях были предлоги в и на. Второй из них относился к бору, как кладбищу: положить на бору.

Очевидной причиной того, что погост перестали называть бором, были действия церковников. В старинных русских сказах встречается словосочетание капище с бором, а также его синоним - капище с погостом, что на современном русском языке означает капище с примыкающим к нему кладбищем. Можно обнаружить немало примеров того, как христианизация Руси разрушала не только древние верования наших предков, которых её служители и адепты всегда сводили к примитивному язычеству. Ассимиляция древнего православия привела замене смысла некоторых слов, а также к вымыванию из русского языка слов, подобных бору, в его значении места захоронения усопших. Так, в число запретных слов попало упомянутое капище. Христианство на Руси восприняло для своих нужд два столь важных понятия, как православие и старец. К числу таких поглощений относится слово соборовать. Изначально – сборовать, то есть положить в бор, похоронить на бору. У русских христиан слово соборовать стало синонимом елеосвящения. Нужно заметить, что глагол соборовать/сборовать всего лишь созвучен слову собор (изначально – сбор), от которого образуется глагол собирать (сбирать). В связи с этим нужно отметить двусмысленность понятия соборность, которое появилось в русской православной философии XIX века, когда древнее значение слова бор было уже утрачено. Действительно, на бору идеальная соборность.
Здесь нам опять на помощь приходят московские летописи, в которых говорится о церкви Спаса на Бору, долгие столетия стоявшей на территории Кремля в районе нынешней Оружейной палаты. Спас на Бору (см. позицию 3 на схеме древних укреплений) был снесён в 1933 году, несмотря на то, что о нём было известно, как об одном из древнейших кремлёвских храмов. Предлог на в названии храма, сообщает нам о том, что речь идёт не о лесе, в котором он когда-то был построен, а о старом погосте, на месте которого был поставлен этот храм. Помимо этого, в московских летописях выражение на Бору встречается и в качестве топонима. То, что Бором называли определённое место в юго-западной части Боровицкого холма, подтверждает уже сказанное нами.

Неподалёку от Спаса на Бору, ниже по склону в направлении Боровиц, находился ещё один из трёх древнейших храмов Боровицкого холма. Его называли нижним или под Бором. Такое название соответствует его расположению на склоне. Церковь Рождества Иоанна Предтечи (см. поз. 17 на той же схеме), так назывался этот храм, была поначалу деревянной. Позднее на её месте возвели каменную церковь, которую снесли в 1847 году. Важный факт состоит в том, что на месте этого храма археологи нашли остатки древнего языческого капища. Вот вам и капище с бором.

3. Папская инструкция

В этом месте статьи кстати упомянуть знаменитые письма-инструкции, написанные папой Григорием I монаху Августину задолго до разделения единой христианской церкви. В 595 г. Григорий I послал будущего первого архиепископа Кентерберийского для крещения Англии. Получив от него подробную информацию о положении дел, в 597 г. папа направил ему свои письма вместе с монахами. В этих письмах раскрывается психологическая проницательность, а также административные способности Григория I. На идеях, изложенных в этих письмах, уже полторы тысячи лет учатся священники всех христианских церквей, включая православных святителей. В своей инструкции Григорий I мудро советовал будущим святителям: «Чтобы взобраться на внушительную высоту, следует идти шагами, а не прыжками». На основании своего постулата папа дал несколько советов; в частности, он рекомендовал не разрушать, но оставлять и христианизивать языческие храмы, насколько это возможно. Языческие же праздники заменять обрядами освящения и праздниками мучеников. Помимо этого, папа Григорий I дал ряд советов, каким образом нужно работать с правителями с тем, чтобы в итоге добиться их расположения, затем привести к Богу и, наконец, использовать их власть и силу для крещения народа. Рекомендации Григория I были старательно воплощены во многих странах, включая Русь.

Следуя схеме, созданной папой Григорием I, сначала был обращён в христианство Великий князь Владимир Святославич, впоследствии названный Святым равноапостольным – это всегда была самая трудная часть миссионерской задачи. Затем пришёл черёд его дружины. Наконец, наступила очередь крестить Русь. Как известно, крещение киевлян и новгородцев произошло в 988 году, где дружинники крестили, как умели – то есть, огнём и мечом. В силу обстоятельств, в остальных частях Руси крещение проходило в течение нескольких последующих столетий, ведь для настоящего крещения нужен священник с его терпением. Это подтверждается многочисленными курганами вятичей-язычников в Подмосковье, которые датируются XII – XIV веками.

4. Главный храм Москвы и России

Успенский собор, последний в нашем рассказе о трёх древнейших храмах, стоит на месте, которое называется Маковицей. Этот летописный топоним предельно ясен, так как это место является вершиной, маковкой Боровицкого холма. Успенскому храму тоже предшествовал деревянный, который стоял на том же самом месте. Успенский собор (см. поз. 1 на схеме) действующий, он является главным храмом всей России, так что археологи не имели возможности поработать под ним. Между тем, можно с большой долей уверенностью предположить, что он стоит на месте древнего капища.
Схема укреплений на Боровицком холме в разные периоды московской истории

Схема укреплений на Боровицком холме

в разные периоды московской истории
В этом месте когда-то располагалось село Боровицы

В этом месте когда-то располагалось село Боровицы

Дело в том, что вершина холма является особым местом во многих религиях, в том числе в славянском «язычестве». Обычно вершина используется для создания языческого храма – капища. Однако, в редких случаях, сама вершина и площадка вокруг неё используется для религиозных ритуалов и обрядов. Круг вокруг центра вершины может быть образован людьми, камнями, деревянным забором либо изображениями богов. Во всех случаях, место в центре круга предназначается Самому единому Богу. Следует отметить, что маковка каждого отдельно стоящего холма представляет собой портал для связи с Богом.

Если вы не верите ведунам и святым, которые тысячелетиями об этом знали, и потому поднимались на вершину с целью ощутить здесь связь с Богом, то можете сами в этом убедиться при помощи обычных лозочек, которыми пользуются лозоходцы. Правда, после официального признания наукой факта лозоходства (англ. dowsing) в XX веке, и даже попыток его научного объяснения, последовала реакция мировой элиты. После указания официальная наука пошла на попятную. Реакция скрытой власти была жёсткой: наказали руководители компаний, которые занимались поиском воды традиционным и наиболее эффективным способом. Мощь портала на вершине холма, в первую очередь, зависит не от его высоты, а от того, насколько это место намолено. Из Нового Завета нам известно о молитве Христа на горе Фавор. Его молитвой, а также молитвами огромного числа людей, среди которых встречаются не только христиане, на том месте тысячелетиями поддерживается мощный портал. Нужно сказать, порталы связи с единым Богом существуют не только на маковицах; однако это не является нашей темой.

Исходя из расположения двух капищ (поз. 2 и 17), можно предположить, что нижнее них – то, что под Бором, было родовым. Тогда как верхнее капище – на самой маковке холма, принадлежало всему племени. Так как все были родственниками, то Бор служил общим местом упокоения. Как выясняется, московитяне жили совсем близко - с противоположной стороны Боровицкого холма, в районе нынешней Красной площади. Рассказу об этом мы посвятим следующую часть нашего эссе.

5. Кремник

Результаты археологических раскопок на территории Кремля говорят о двух воротах в древнем укреплении, которое называлось Кремником. Одни ворота были на Боровицком спуске. Эта дорога вела в село Боровицы, а также к мостику в устье Неглинки. Мост именовался Боровицким. Очевидно, этот мост был тоже старше Кремника, так как по нему можно было выйти к броду через Москва-реку и соседнему селу, которое располагалось прямо за мостиком, рядом с важным в те времена бродом. Селение называлось Чертолье*.

*Существует также версия, по которой село называлось Черторье. Мы считаем её неверной, так как живая речь должна струится, а в слове черторье мы этого не видим. Версия связана с тем, что неподалёку протекал ручей Черторый. Он сегодня течёт в трубе под Соймоновским проездом.

Вторые, они же главные, ворота Кремника были построены на старой дороге, которая вела вверх к капищу на Маковице и Бору. Дорога шла вверх от нынешней улицы Ильинки, пересекая нынешнюю Красную площадь. Она связывала большое селение с капищем. В следующей части нашего повествования мы расскажем о том, как называлось это поселение, а также, где оно располагалось.

С самого начала с этой стороны другого пути на Маковицу не существовало, так как северо-западный склон Боровицкого холма разрезали два глубоких оврага. Один из оврагов спускался к речке Неглинке, другой – к реке Москва. При возведении укрепления на холме перемычку между оврагами срыли, а сами овраги углубили. Это говорит о том, что через образовавшийся ров можно было перебраться только через мост. При таких работах мост через ров должен был быть подъёмным.
 
6. Роль Владимира Мономаха в истории Москвы

Многое говорит о том, что укрепление на Боровицком холме было возведено князем Владимиром Всеволодовичем Мономахом. Около 1080 г. Владимир Мономах, в то время князь Черниговский (1078-94 г.г.), провёл две военные кампании против вождей вятичей. Именно в конце этого периода, либо немногим позднее, когда он княжил в Переславле (1094-1113 г.г.) Мономах мог прибрать к своим рукам стратегически важный путь в Залесье, каковым являлся брод через Москва-реку, и построить Кремник для того, чтобы сторожить это место, а также взимать соответствующие подати. Наше предположение подтверждает датировка времени, когда была срыта перемычка между двумя оврагами на склоне Боровицкого холма. К тому же, на Бору была найдена висячая печать главы русской церкви - Киевского митрополита, - которая использовалась им в конце XI века. Возможно, эта печать каким-то образом связана как со строительством христианских храмов на месте языческих капищ и бора, так и со строительством укрепления на холме. Кто, как ни князь Владимир Мономах, имевший для этого достаточно власти и силы, мог учинить преобразование капищ в церкви. Преобразования наводят на мысль об активной христианизации территории Кремника и, по-видимому, его округи. Как мы увидим в дальнейшем, в округе Боровицкого холма были не только Боровичи с Чертольем, но и город Москов – столица племени вятичей.

После основания князем Владимиром Всеволодовичем Мономахом города Владимира в 1108 году, либо чуть ранее, была построена Стромынка. Эта дорога выходила на главную дорогу княжества, которое в то время называлось Ростовским: Ростов Великий Суздаль Владимир. Мы довольно подробно расскажем как о Стромынке, так и о других древнейших дорогах, связанных с Москвой. То, что охраняемая Кремником Стромынская дорога выходила на главную дорогу посреди пути между Ростовом и Владимиром, говорит о том, что она, вероятнее всего, появилась в период строительства Владимира-на-Клязьме. В 1157 г. князь Андрей Боголюбский перенёс столицу княжества во Владимир. К этому времени уже существовала Переславская дорога, которая связала Москву с Ростовом. В тот период надобность в дороге в направлении села Стромынь уже отпала, и поэтому путь от Владимира к Москве (Чертольскому броду) был бы уже иным. Ещё одним аргументом в пользу того, что Стромынка строилась по указанию Мономаха, является то, что её никак не связывают с его сыном князем Юрием Долгоруким, которому приписывают строительство Москвы.

7. Значение брода на Москва-реке

В ту далёкую пору из Киева, Чернигова и Брянска в глухое Залесье вёл лишь единственный путь. Далее он шёл через Чертольский брод на реке Москва. До Суздали и древнего Ростова дорог ещё не было: путь путника, будь то пешего или конного, преграждали завалы и засеки. Новое укрепление неподалёку от брода служило воротами в непроходимое Залесье, отправной точкой на пути в Ростов Великий и Суздаль. Как бы тогда ни называлось поселение, сторожившее вход в Залесье, именно этот брод дал начало нашей будущей столице Москве.

В XIX веке при возведении первого храма Христа Спасителя на Чертольской горе, на стадии нулевого цикла, были найдены две серебряные монеты. Одна из них датирована 862 г., другая – 866 г. Их нашли рядом с местом впадения ручья Черторый, который в стародавние времена протекал по Чертольскому оврагу. Найденные монеты подтверждают наличие торжища близ брода. Само торжище, как и поселение у брода могут быть старше всех других поселений в округе, включая Москов вятичей. Это также относится к капищу на Чертольской горе. Холм с таким именем когда-то был на том месте, где сегодня стоит Храм Христа Спасителя. В ходе христианизации на Чертольской горе вместо капища появилась Всехсвятская церковь. Название этого храма наводит на мысль о том, что капище на холме могло быть посвящено многим святым Древнего православия. Это согласуется с тем, что у подножия Чертольского холма располагалось торжище.

Именно по этой церкви село Чертолье было переименовано во Всехсвяткое. Брод через реку Москва тоже стал Всехсвятским. Позднее на месте брода через Москва-реку был построен Всехсвятский мост, в простонародье Всесвятский, ставший вторым подобным мостом в городе. Заменивший его Большой Каменный мост был сооружён немного в стороне. Нынешний Всехсвятский переулок указывает место древнего брода и первоначального моста.

Первым мостом через реку Москва стал предшественник Москворецкого моста. Таким образом бродом продолжали пользоваться спустя два с лишним столетия после постройки Москворецкого моста. Это было вызвано тем, что первоначально он был наплавным, и поэтому требовалось периодически пропускать суда, идущие по реке.

Выше мы уже сказали, что село Боровицы было старше Москвы, если датировать её основание 1147 годом. Нет сомнения в том, что село Чертолье гораздо старше этой даты. Между тем, археологи всегда стремились копать на территории Кремля, где, как они полагают, находятся древнейшие культурные слои. Район ул. Ленивки и упомянутого Всехсвятского переулка может таить в своей земле важные находки, но он явно недостаточно исследован археологами. В центральной части Москвы был ещё один брод - через речку Пресня. Там когда-то было село Кудрино, известное по летописям с XIV века. Наличие древнего брода указывает на более значительный возраст этого села. Дорога, на месте которой сегодня проходит ул. Ильинка, вела к капищу на Маковице. Она начиналась у села, название которого не сохранилось. Это поселение тоже существовало до появления на Боровицком холме Кремника.

8. Роль Юрия Долгорукого в истории Москвы

После восхождения в 1113 году на Киевский трон Владимира Мономаха, Залесье было отдано в руки сына Юрия Владимировича, впоследствии прозванного Долгоруким. Поначалу удел князя Юрия Долгорукого назывался Ростовским княжеством, но сразу после смерти отца в 1125 г. князь Юрий перенёс свою столицу в Суздаль. С того времени княжество стало Суздальским. Историки называют его Ростово-Суздальским, принимая во внимание то, что этот период связан с одним князем. Позже, после трагической гибели великого князя Юрия Долгорукого в Киеве в 1157 году, его сын князь Андрей Юрьевич, по прозвищу Боголюбский, перенёс столицу княжества во Владимир. Будучи очень деятельным, в период с начала своего самостоятельного княжения 1125 г. до самой смерти Юрий Долгорукий основал великое множество крепостей и городов; большинство из них было создано в Залесье. Помимо городов, он построил много дорог, которые связали новые крепости в единую сеть. Одним из важных элементов этой сети было укрепление на Боровицком холме, сторожившее главный вход из западных, южных и северных княжеств Руси в Залесье.

Важнейшие итоги повествования
 
Подводя итоги первой части исторического триптиха, можно отметить, что лингво-исторический анализ позволил нам прийти к выводу о происхождении наименования Боровицкий холм от названия села Боровицы, которое находилось у подножия холма со стороны Москва-реки. В свою очередь, имя села произошло от погоста – бора, находившегося наверху этого холма. Предположение о происхожении названия Боровицкий холм от бора/леса, который был на его вершине в момент прихода строителей Москвы, считаем ошибочным.

Мы полагаем, что на Боровицком холме могло быть племенное капище, на месте которого был сооружён Успенский собор; в тот период он был исполнен в дереве. Наш анализ подтвердил ранее высказанную версию о постройке древней Всехсвятской церкви на месте капища на Чертолькой горе. Наш рассказ о маковицах может быть полезен тем, кто разыскивает следы языческих памятников Древней Руси.

Ещё одним выводом из нашего анализа является предположение об основании князем Владимиром Мономахом на Боровицком холме трёх церквей, а также укрепления, из которого вырос московский Кремник.

Мы также отметили, что идея основания Москвы базируется не на Боровицком холме, а на Чертольском броде через Москва-реку. Именно брод собрал в один пучок все дороги по обе стороны Москва-реки.

В своём рассказе, посвящённом истории города Москвы (Москова) мы должны отметить одно заблуждение, касающееся названия реки Москва. Считается, что оно имеет угорское происхождение. Историки и лингвисты утверждают, что на угорских языках ва означает воду. Это так, но вот на языке народа маори слово вода (река) произносится довольно похоже - ваи (wai). Наше основное возражение состоит в том, что окончание ва в названиях рек можно найти не только в России. Его можно встретить и там, где сроду не было никаких угров. А именно, в Центральной Европе, где текут такие славянские реки, как Драва, Сава и Влтава, в водах которой отражается красавица Прага. Так что окончание рек на ва может вполне иметь славянское происхождение.

Полагаем, что наше гипотеза, включающая перечисленные выше пункты, имеет полное право на жизнь.

В заключение автор данного эссе искренне желает новых открытий всем исследователям истории Москвы, страницы которой ещё далеко не раскрыты.

В следующей статье нашего исторического триптиха мы расскажем о том месте, где располагался летописный город Москов, от которого есть пошла будущая столица России – Москва. Так многие считают.

В заключение мы откроем последнюю главу нашего складня, в которой расскажем о древних Московских дорогахкоторые сыграли решающую роль в становлении великого города.

Алексей  Борисович  Смирнов

аналитик и искатель истины
опубликовано 21 января 2016 г.
последнее дополнение 10 августа 2019 г.
Метки: истории Москвы, Боровицкий холм, Боровицы, Боровицкий мост, Владимир Всеволодович Мономах, Всехсвятский мост, Чертолье, Черторье, Маковица, на Бору, капище с бором, Чертольской горе, Чертольский брод, Стромынка, Юрий Долгорукий, папа Григорий I
© Авторский сайт Алексея Борисовича Смирнова, 2019, novoruss.ru@gmail.com
 
Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте www.novoruss.ru, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат автору интернет сайта Алексею Смирнову, и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.