Дело в том, что вершина холма является особым местом во многих религиях, в том числе в славянском «язычестве». Обычно вершина используется для создания
языческого храма – капища
. Однако
, в редких случаях
, сама вершина и площадка вокруг неё используется для религиозных ритуалов и обрядов. Круг вокруг центра вершины может быть образован людьми, камнями, деревянным забором либо изображениями богов. Во всех случаях, место в центре круга предназначается
Самому единому Богу. Следует отметить, что маковка каждого отдельно стоящего холма представляет собой портал для связи с Богом.
Если вы не верите ведунам и святым, которые тысячелетиями об этом знали, и потому поднимались на вершину
с целью ощутить здесь связь с Богом, то можете сами в этом убедиться при помощи обычных
лозочек, которыми пользуются
лозоходцы. Правда, после официального признания наукой факта лозоходства
(англ. dowsing) в
XX веке, и даже попыток его научного объяснения, последовала реакция мировой элиты. После указания официальная наука пошла на попятную. Реакция скрытой власти была жёсткой
: наказали руководители компаний, которые занимались поиском воды традиционным и наиболее эффективным способом. Мощь портала на вершине холма, в первую очередь, зависит не от его высоты, а от того, насколько это место намолено. Из Нового Завета нам известно о молитве Христа на горе Фавор. Его молитвой, а также молитвами огромного числа людей, среди которых встречаются не только христиане, на том месте тысячелетиями поддерживается мощный портал. Нужно сказать, порталы связи с единым Богом существуют не только на маковицах; однако это не является нашей темой.
Исходя из расположения двух капищ (поз. 2 и 17), можно предположить, что нижнее них – то, что
под Бором, было родовым. Тогда как верхнее капище – на самой маковке холма
, принадлежало всему племени
. Так как все были родственниками, то
Бор служил общим местом упокоения
. Как выясняется, московитяне жили совсем близко
- с противоположной стороны Боровицкого холма
, в районе нынешней Красной площади
. Рассказу об этом мы посвятим
следующую часть нашего эссе.
5. Кремник
Результаты археологических раскопок на территории Кремля говорят о двух воротах в древнем укреплении, которое называлось Кремником. Одни ворота были на Боровицком спуске. Эта дорога вела в село Боровицы, а также к мостику в устье Неглинки. Мост именовался Боровицким. Очевидно, этот мост был тоже старше Кремника, так как по нему можно было выйти к броду через Москва-реку и соседнему селу, которое располагалось прямо за мостиком, рядом с важным в те времена бродом. Селение называлось Чертолье*.
*Существует также версия, по которой село называлось Черторье. Мы считаем её неверной, так как живая речь должна струится, а в слове черторье мы этого не видим. Версия связана с тем, что неподалёку протекал ручей Черторый. Он сегодня течёт в трубе под Соймоновским проездом.
Вторые, они же главные, ворота Кремника были построены на старой дороге, которая вела вверх к капищу на Маковице и Бору. Дорога шла вверх от нынешней улицы Ильинки, пересекая нынешнюю Красную площадь. Она связывала большое селение с капищем. В следующей части нашего повествования мы расскажем о том, как называлось это поселение, а также, где оно располагалось.
С самого начала с этой стороны другого пути на Маковицу не существовало, так как северо-западный склон Боровицкого холма разрезали два глубоких оврага. Один из оврагов спускался к речке Неглинке, другой – к реке Москва. При возведении укрепления на холме перемычку между оврагами срыли, а сами овраги углубили. Это говорит о том, что через образовавшийся ров можно было перебраться только через мост. При таких работах мост через ров должен был быть подъёмным.
6. Роль Владимира Мономаха в истории Москвы
Многое говорит о том, что укрепление на Боровицком холме было возведено князем Владимиром Всеволодовичем Мономахом. Около 1080 г. Владимир Мономах, в то время князь Черниговский (1078-94 г.г.), провёл две военные кампании против вождей вятичей. Именно в конце этого периода, либо немногим позднее, когда он княжил в Переславле (1094-1113 г.г.) Мономах мог прибрать к своим рукам стратегически важный путь в
Залесье, каковым являлся брод через Москва-реку, и построить Кремник для того, чтобы сторожить это место, а также взимать соответствующие подати. Наше предположение подтверждает датировка времени, когда была срыта перемычка между двумя оврагами на склоне Боровицкого холма. К тому же,
на Бору была найдена висячая печать главы русской церкви - Киевского митрополита,
- которая использовалась им в конце
XI века. Возможно, эта печать каким-то образом связана как со строительством христианских храмов на месте языческих капищ и бора, так и со строительством укрепления на холме. Кто, как ни князь Владимир Мономах, имевший для этого достаточно власти и силы, мог учинить преобразование капищ в церкви. Преобразования наводят на мысль об активной христианизации территории Кремника и, по-видимому, его округи. Как мы увидим в дальнейшем, в округе Боровицкого холма были не только Боровичи с Чертольем, но и город Москов
, который был столицей для части вятичей.
Очевидно, что ещё до основания в 1108 г. Владимира-на-Клязьме, которому он дал своё имя, князь Владимир Всеволодович Мономах построил дорогу, связавшую Ростов Великий и Суздаль с бродом через Москва-реку. Московитяне прозвали эту дорогу Стромынкой.
Эта дорога выходила на главную дорогу княжества, которое в то время называлось Ростовским: Ростов Великий – Суздаль – Владимир. Мы подробно расскажем как о Стромынке, так и о других
древнейших дорогах, связанных с Москвой. Позднее князь Юрий Владимирович Долгорукий, сын Мономаха, перенёс столицу княжества в Суздаль. Затем в 1157 г. князь Андрей Юрьевич Боголюбский
, его внук перенёс столицу княжества во Владимир
, превратив его в большой по тем временам город
. К тому времени уже существовала более короткая Переславская дорога, которая связывала
Ростов с Москвой
. Из-за чего надобность в участке до села Стромынь
отпала, так как
путь от Владимира к Москве (Чертольскому броду) был бы уже иным
. После моста через Клязьму
московская Стромынка шла по левому берегу этой реки во Владимир, а не в Ростов и Суздаль, как это было изначально. По этой причине Стромынскую дорогу никогда не связывали с именами
Владимира Мономаха и Юрия Долгорукого.
7. Значение брода на Москва-реке
В ту далёкую пору из Киева, Чернигова и Брянска в глухое Залесье вёл лишь единственный путь. Далее он шёл через Чертольский брод на реке Москва. До Суздали и древнего Ростова дорог ещё не было: путь путника, будь то пешего или конного, преграждали завалы и засеки. Новое укрепление неподалёку от брода служило воротами в непроходимое Залесье, отправной точкой на пути в Ростов Великий и Суздаль. Как бы тогда ни называлось поселение, сторожившее вход в Залесье, именно этот брод дал начало нашей будущей столице Москве.
В XIX веке при возведении первого храма Христа Спасителя на Чертольской горе, на стадии нулевого цикла, были найдены две серебряные монеты. Одна из них датирована 862 г., другая – 866 г. Их нашли рядом с местом впадения ручья Черторый, который в стародавние времена протекал по Чертольскому оврагу. Найденные монеты подтверждают наличие торжища близ брода. Само торжище, как и поселение у брода могут быть старше всех других поселений в округе, включая Москов вятичей. Это также относится к капищу на Чертольской горе. Холм с таким именем когда-то был на том месте, где сегодня стоит Храм Христа Спасителя. В ходе христианизации на Чертольской горе вместо капища появилась Всехсвятская церковь. Название этого храма наводит на мысль о том, что капище на холме могло быть посвящено многим святым Древнего православия. Это согласуется с тем, что у подножия Чертольского холма располагалось торжище.
Именно по этой церкви село Чертолье было переименовано во Всехсвяткое. Брод через реку Москва тоже стал Всехсвятским. Позднее на месте брода через Москва-реку был построен Всехсвятский мост, в простонародье Всесвятский, ставший вторым подобным мостом в городе. Заменивший его Большой Каменный мост был сооружён немного в стороне. Нынешний Всехсвятский переулок указывает место древнего брода и первоначального моста.
Первым мостом через реку Москва стал предшественник Москворецкого моста. Таким образом бродом продолжали пользоваться спустя два с лишним столетия после постройки Москворецкого моста. Это было вызвано тем, что первоначально он был наплавным, и поэтому требовалось периодически пропускать суда, идущие
по реке.
Выше мы уже сказали, что село Боровицы было старше Москвы, если датировать её основание 1147 годом. Нет сомнения в том, что село Чертолье гораздо старше этой даты. Между тем, археологи всегда стремились копать на территории Кремля, где, как они полагают, находятся древнейшие культурные слои. Район ул. Ленивки и упомянутого Всехсвятского переулка может таить в своей земле важные находки, но он явно недостаточно исследован археологами. В центральной части Москвы был ещё один брод - через речку Пресня. Там когда-то было село Кудрино, известное по летописям с XIV века. Наличие древнего брода указывает на более значительный возраст этого села. Дорога, на месте которой сегодня проходит ул. Ильинка, вела к капищу на Маковице. Она начиналась у села, название которого не сохранилось. Это поселение тоже существовало до появления на Боровицком холме Кремника.
8. Роль Юрия Долгорукого в истории княжества
После восхождения в 1113 году на Киевский трон Владимира Мономаха, Залесье было отдано в руки сына Юрия Владимировича, впоследствии прозванного Долгоруким. Поначалу удел князя Юрия Долгорукого назывался Ростовским княжеством, но сразу после смерти отца в 1125 г., как было сказано выше, Юрий Долгорукий перенёс свою столицу в Суздаль. С того времени княжество стало Суздальским. Титул Ростово-Суздальского князя в истории связан с именем одного правителя – Юрий Долгорукий.
Если до смерти своего отца князь Юрий Долгорукий больше занимался мужскими забавами: войной и охотой, то после его ухода Юрий Владимирович превратился в весьма деятельного правителя и политика. Он основал великое множество крепостей и городов. Помимо этого, он построил множество дорог, мостов и переправ через Волгу, связавших их в единую сеть. Одним из важных элементов этой сети было укрепление на Боровицком холме, сторожившее главный вход в его княжество. Помимо основного западного направления к Московскому броду подходила дорога с юга.
Важнейшие итоги повествования
Подводя итоги первой части исторического
триптиха, можно отметить, что лингво-исторический анализ позволил нам прийти к выводу о происхождении наименования Боровицкий холм от названия села Боровицы, которое находилось у подножия холма со стороны Москва-реки. В свою очередь, имя села произошло от погоста –
бора, находившегося наверху этого холма. Предположение о происхожении названия Боровицкий холм от бора/леса, который был на его вершине в момент п
рихода строителей Москвы, считаем ошибочным.
Мы полагаем, что на Боровицком холме могло быть племенное капище, на месте которого был сооружён Успенский собор; в тот период он был исполнен в дереве. Наш анализ подтвердил ранее высказанную версию о постройке древней Всехсвятской церкви на месте капища на Чертолькой горе. Наш рассказ о маковицах может быть полезен тем, кто разыскивает следы языческих памятников Древней Руси.
Ещё одним выводом из нашего анализа является предположение об основании князем Владимиром Мономахом на Боровицком холме трёх церквей, а также укрепления, из которого вырос московский Кремник.
Мы также отметили, что идея основания Москвы базируется не на Боровицком холме, а на Чертольском броде через Москва-реку. Именно брод собрал в один пучок все дороги по обе стороны Москва-реки.
В своём рассказе, посвящённом истории города Москвы (Москова) мы должны отметить одно заблуждение, касающееся названия реки Москва. Считается, что оно имеет угорское происхождение. Историки и лингвисты утверждают, что на угорских языках ва означает воду. Это так, но вот на языке народа маори слово вода (река) произносится довольно похоже - ваи (wai). Наше основное возражение состоит в том, что окончание ва в названиях рек можно найти не только в России. Его можно встретить и там, где сроду не было никаких угров. А именно, в Центральной Европе, где текут такие славянские реки, как Драва, Сава и Влтава, в водах которой отражается красавица Прага. Так что окончание рек на ва может вполне иметь славянское происхождение.
Полагаем, что наше гипотеза, включающая перечисленные выше пункты, имеет полное право на жизнь.
В заключение автор данного эссе искренне желает новых открытий всем исследователям истории Москвы, страницы которой ещё далеко не раскрыты.
В следующей статье нашего исторического триптиха мы расскажем о том месте, где располагался летописный город Москов, от которого есть пошла будущая столица России – Москва. Так многие считают.
В заключение мы откроем последнюю главу нашего складня, в которой расскажем о древних Московских дорогах, которые сыграли решающую роль в становлении великого города.